США – Китай: удастся ли избежать прямой конфронтации? Точка зрения Теймура Атаева
Вчера в своем поздравлении участникам Национального комитета по американо-китайским отношениям Председатель КНР Си Цзиньпин, высоко оценив «неустанные усилия» структуры по продвижению обменов и сотрудничества между Китаем и США в различных областях, определил китайско-американские отношения «одними из важнейших двусторонних отношений в мире, связанных с благополучием обоих народов и будущим человечества». Как конкретизировал Си Цзиньпин, Китай всегда выступает за соблюдение принципов взаимоуважения, мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества, будучи убежденным, что успехи Пекина и Вашингтона создают «возможности друг для друга, а не препятствия». Исходя из чего Китай готов сотрудничать с США в качестве «партнера и друга», что принесет пользу не только двум странам, «но и всему миру», способствуя «большей стабильности и позитивной энергии» на планете.
В целом, данная позиция не раз озвучивалась официальным Пекином, однако ситуация на китайско-американском треке по-прежнему остается, мягко говоря, напряженной. Так, 10 октября по линии МИД КНР звучащие заявления из Вашингтона о том, что-де Китай, считая «спадом» нынешнее состояние США, намеревается «показать собственную силу в целях ухода Соединенных Штатов с мировой арены», были очерчены «полными мышления холодной войны с нулевой суммой и гегемонизма в стиле США», ставшими очередным «ложным нарративом против Китая», направленным на «сдерживание и подавление» страны.
Другое дело, что двусторонние отношения в особой степени обостряются, когда внешние силы предпринимают шаги, направленные против территориальной целостности и суверенитета Китая. В частности, эксперты обращают внимание на такой факт, что еще этим летом Госдепартамент США уведомил о планируемых Вашингтоном поставках Тайваню беспилотников, а также пусковых комплексов, наземных систем управления и транспорта для перевозки вооружений. При этом предусматривалось обучение личного состава, предоставление запчастей и техобслуживание. В сентябре США поставили Тайваню первую партию противокорабельных крылатых ракет Harpoon; в том же месяце прошла информация о готовности отряда спецназа ВМС США «оказать помощь Тайваню в случае его военного противостояния с Китаем». А буквально несколько дней назад последовало решение президента США Джо Байдена о выделении около 570 млн долларов на поставку вооружений и оказание военной помощи Тайваню, что Минобороны КНР определило шагом, направленным на поощрение сторонников «независимости Тайваня». А «независимость Тайваня» означает войну, поэтому «попытки использовать Тайвань для сдерживания Китая неизменно приведут к негативным последствиям». В свете чего 10 октября Пекин ввел санкции в отношении трёх американских компаний и десяти граждан США, поставляющих вооружение Тайваню.
Вслед за этим армия Китая провела военные учения вокруг Тайваня, представленные «строгим предупреждением сепаратистам» и «законно-необходимым шагом, направленным на защиту государственного суверенитета и национального единства». Что аналитики оценили ответом на последовавшее чуть ранее заявление из Тайваня об отсутствии у Пекина права «представлять» остров, благо «обе стороны не подчиняются друг другу». Естественно, в свете учений сразу же послышались нотки недовольства из Вашингтона, посредством Пентагона обрисовавшего происшедшее «безответственной, несоразмерной и дестабилизирующей операцией давления». Ну а агентство Bloomberg не исключило «прямого военного столкновения» Вашингтона и Пекина. На фоне чего США и Тайвань заключили контракты на поставку около 1 тыс. дронов-камикадзе на сумму почти 164 млн долларов.
Однако, несмотря на предпринимаемые шаги в данном направлении, что Си Цзиньпин оценивал результатом «менталитета холодной войны», МИД Китая озвучил позицию страны в таком ракурсе, что Пекин «рад видеть развитие и прогресс США», а рассуждения американской стороны о восприятии Китаем происходящего в мире «спадом США», скорее, свидетельствуют «о недостатке уверенности в себе». Китай никоим образом «не ставит на проигрыш США, и Соединенные Штаты не должны ставить на проигрыш Китая». Однако, если Китай «придерживается пути мирного развития и привержен поддержанию международной системы с ООН в ее основе и основных норм международных отношений», то США, «одержимые идеей однополярной гегемонии, применяют международные правила, когда они им соответствуют, но отбрасывают их» в иных случаях, параллельно участвуя в противостоянии «малых групп» и лагерей, что «является самым большим источником хаоса в международном порядке». В свете чего МИД КНР, посоветовав Вашингтону, продолжающему политику «вмешательства во внутренние дела» страны, «не предпринимать никаких усилий по изобретению новых терминов для обозначения» т. н. «китайской угрозы», призвал Белый дом «вернуться к рациональной и прагматичной политике в отношении Китая», ведя с китайской стороной «беспроигрышное сотрудничество» ради «устойчивого развития отношений между двумя странами».
В унисон чему Пекин актуализировал способствование диалогу и обмену между различными цивилизациями, включая «гармоничное сосуществование различных религий», со стороны «буддийского сообщества». Как было отмечено, правительство Китая, поощряя «религиозные круги в налаживании внешних обменов на основе независимости, самостоятельности, равенства, дружбы и взаимоуважения», поддерживает участие «китайской буддийской общины в глобальном межрелигиозном и межцивилизационном диалоге».
Согласимся, что в условиях неспадающей в мире геополитической турбулентности именно призывы к миру между цивилизациями должны стать основополагающими для выхода из кризиса войн, расшатывающих мироздание. Как ранее высказался об этом президент Азербайджана Ильхам Алиев, «нам нечего делить. Все мы живем на одной планете. Все народы хотят жить в условиях мира, спокойствия и безопасности, защищать свои семьи, растить детей. Все религии пропагандируют одни и те же ценности – человечность, милосердие, солидарность и мир. Сегодня мир требует консолидации наших усилий».
Остается надеяться, что призывы мировых лидеров, ратующих за межцивилизационное взаимопонимание, будут поддержаны во всех частях нашей планеты. Альтернативой чему остаются исключительно войны, подтачивающие наш общий дом.