Торопливая поступь Вашингтона Ереван мечется, Баку никуда не спешит
Вот уже несколько дней с перерывами продолжаются обстрелы азербайджанских позиций со стороны ВС Армении в нахчыванском направлении. Мы не раз высказывались в том духе, что, скорее всего, эти провокации направлены против самого Пашиняна. Подрывая мирный процесс, они ставят под сомнение политику премьера на нормализацию с Азербайджаном, и прежде всего делимитацию и демаркацию границы.
Однако можно рассмотреть и другую версию — сам Пашинян инициирует эскалацию. Это возможно только в одном случае — если он абсолютно уверен в том, что оппозиция окончательно провалила свой шанс на свержение правительства. Давайте представим себе, что с поправкой на те или иные нюансы всё обстоит именно таким образом. Тогда в пользу той версии, что обстрелы инициированы официальным Ереваном, косвенно говорит и выбор локации — не восточная граница с материковым Азербайджаном, а западная — с Нахчыванской АР. То есть таким образом как бы не приносится в жертву процесс делимитации, который начался на северном участке армяно-азербайджанской границы.
А какова тогда польза для Еревана от этой эскалации? Неужели используется механизм провоцирования Баку на ответный удар по Армении? Возможно. В таком случае до мира снова будет далеко, как до Луны, и не исключено, что покровители Армении предпримут попытки возрождения мифа об «этнических чистках армян Карабаха» и их «насильственном изгнании».
Кстати, о том, что этот дискурс не полностью сошел с повестки, свидетельствует недавнее интервью помощника госсекретаря США Джеймса О’Брайена армянскому «Радио Свобода», в котором он заявил следующее: «Мы заявили, что проведем независимое расследование произошедшего в сентябре 2023 года (контртеррористические мероприятия и добровольное переселение армян из Карабаха в Армению — Ред.), а также после. Сейчас мы заняты этим. Ответственные международные организации имеют доступ к этим местам и могут предоставить нам необходимую информацию».
По всей видимости, Штаты хотят создать для себя возможность оказания давления на Баку в вопросе гипотетической реанимации темы армян Карабаха. Но с какой целью? Очевидно, с целью убедить нас в необходимости скорейшего подписания мирного договора с Арменией без оглядки на положения армянской конституции, содержащие территориальные претензии к Азербайджану. Ведь Ереван устами сначала главы МИД Мирзояна, а затем и премьера Пашиняна отверг возможность изменения конституции в связи с требованиями Азербайджана.
Американцам очень хочется подключить Армению к региональным проектам (и об этом тоже четко было сказано тем же О’Брайеном), что не светит ей, пока не урегулированы все вопросы с Азербайджаном. Понимая, что вопрос изменения конституции может занять длительное время, а интегрировать Армению нужно сейчас, США и пытаются давить на Баку.
А Баку в этих условиях продолжает говорить о необходимости чистки армянского законодательства. В качестве, очевидно, промежуточного варианта в экспертной среде активно обсуждается вариант подписания рамочного мирного договора, в котором будет фиксироваться наличие проблемы в Конституции Армении с обязательством Еревана изменить основной закон впоследствии. При этом приводится имеющийся в истории прецедент — Белфастская декларация от 10 апреля 1998 года между Великобританией и Ирландией, в которой Ирландия обязывалась исключить из своей конституции территориальные притязания на Северную Ирландию, что она затем и сделала. Надо сказать, что такой вариант представил на обсуждение бывший посол Великобритании в Азербайджане Джеймс Шарп. Не исключено, что этот сценарий сейчас также обсуждается армянской стороной.
Если этот сценарий воплотится в жизнь (обещание изменить конституцию в промежуточном договоре), то в общественное поле Армении уже официально будет внесен дискурс о необходимости изменить парадигму своего взгляда на мир и на себя в мире. Это, в свою очередь, может вызвать новую волну протестов, которая, не исключаем, заставит Пашиняна пожать плечами, сказать «я сделал всё, что мог», и уйти от обязательства инициировать изменения в Конституции. Если это произойдет, то, естественно, ни о какой интеграции Армении в региональные проекты не может идти и речи. Однако даже это послужит хорошей проверкой на предмет того, готова ли Армения к подписанию основного мирного договора или нет.
Такой расклад будет поддерживать Армению в качестве постоянного очага напряжения на Южном Кавказе (кстати, в этом контексте не случайно, что сегодня министр обороны Армении отправился с рабочим визитом в Париж). Азербайджану в таких условиях остается только и дальше укреплять свой международный авторитет и мощь своих вооруженных сил.