Турция, Израиль и Иран как пример научно-промышленной модернизации на Ближнем Востоке Параллели Шерешевского
В войне в Украине обе противоборствующие стороны используют высокотехнологичное оружие стран Ближнего Востока - турецкое и иранское. Кому-то может показаться смешными, что именно оно стало исключительно важным для этих стран. А смеяться не стоит.
Пока в России и Украине слушали рассуждения либеральных экономистов о том, что заводы - это уже прошлое, и нелиберальных экономистов про то, что они якобы делают супероружие, Турция и Иран проводили последние 20 лет серьезную научно-промышленную модернизацию. Она оказалась более успешной в Турции, но и Иран кое-чего добился. Обе страны развивали образование - университетские центры Турции стремительно растут, в то время как в Иране в настоящее время учится около 6 млн студентов. Обе страны строили новые фабрики и заводы, в чем участвовал как частный капитал, так и государственный. Итогом стало то, что Турция сегодня превратилась в крупнейшего поставщика легковых автомобилей на европейский рынок, научилась делать современные боевые корабли и дроны Байрактар; на подходе турецкий основной боевой танк Алтай. Иран поставляет на экспорт свои дроны-камикадзе Шахед-131 с дальностью 900 км и мощной боевой частью.
Третья ближневосточная страна, добившаяся огромных успехов в области современных технологий, как военных, так и гражданских - это Израиль. Говоря об Израиле, многие почему-то называют его европейской страной. Это серьезно искажает понимание реальности. Израиль по многим параметрам как раз является типичным ближневосточным государством. На это указывают огромная роль армии в общественной жизни (военные руководят множеством компаний в ряде секторов экономики, во главе одной из крупнейших партий на предыдущих выборах стояли три генерала - бывшие начальники генштаба), решительное преобладание восточной культуры в некоторых сферах (еда, музыка), исключительная роль религии в жизни общества и ее неотделенность от институтов государства (в Израиле смерти, браки, разводы и некоторые другие акты контролируются представителями духовенства), большая и малоэффективная бюрократия.
Высокая роль армии в общественной жизни и, одновременно, значительное влияние на нее религии, характерны и для Турции, и для Ирана (хотя в каждом случае имеются свои особенности).
Однако, Израиль сумел построить двухсекторную экономику, в рамках которой хайтек и оборонка играют исключительно важную роль, ориентированы во многом на экспорт и являются локомотивами национальной экономики. Хотя, с другой стороны, существующие трудности, связанные с недофинансированием образования и неолиберальным сокращением социальных расходов, ведут к росту проблем - появляется дефицит кадров для хайтека, с чем прежде, в эпоху, когда власти проводили более социальную политику, страна не сталкивалась.
Обращает на себя внимание так же и то обстоятельство, что именно эти три неарабские страны - Израиль, Турция и Иран - являются самыми мощными ближневосточными государствами, конкурирующими за влияние в регионе. Данное положение дел - не случайность, напротив - отражение их политики модернизации.
Военное дело точно отражает то, что происходит в обществе. Развитие технологий, промышленности, науки и образования усиливает государственную военную мощь и армию. Ближний Восток, или по крайней мере, три указанные страны, проходит сегодня через тот же самый процесс научно-индустриального развития, что и поднимающиеся гиганты Азии. Китай, Индия и Южная Корея показали удивительные результаты, причем первые две постепенно превращаются в научно-промышленные и военные сверхдержавы или, по крайней мере, способны ими стать в будущем.