Тюркские государства: братство, взаимопомощь, кооперация Обзор Caliber.Az
В последние годы Азербайджан, государства Центральной Азии (ЦА) и Турция выстраивают новые совместные платформы в рамках Организации тюркских государств (ОТГ) в целях расширения ненефтяной торговли, грузоперевозок, совместных инвестиционных начинаний в аграрной, промышленной, телекоммуникационной, космической сферах. Имеющийся потенциал и перспективы дальнейшей кооперации стран ОТГ обсуждались накануне в Баку в ходе «Экономического форума тюркских государств 2024», а также состоявшегося днем ранее VI Всемирного форума по межкультурному диалогу.
За сравнительно небольшой отрезок времени Организация тюркских государств смогла занять достойное место на международной арене, и благодаря непреклонной воле стран-членов удалось запустить устойчивые и жизнеспособные интеграционные механизмы в экономической сфере, сформулировав контуры тюркского мира в качестве новой геополитической реальности. Потребность в подобной интеграции в настоящий момент крайне актуальна с учетом негативных перемен последних лет: торговые войны, переросшие в цивилизационное противостояние между глобальным Западом, Востоком и Югом, грозят дезинтеграцией мировой экономики. Сегодня тюркский мир, географически расположенный на обширных пространствах Прикаспийско-Черноморского региона и Ближнего Востока, по своим периметрам сталкивается с ощутимыми рисками, связанными с военными конфликтами, санкционным противостоянием и геополитическими изменениями на евразийском пространстве. Однако вместе с определенными рисками эти обстоятельства открыли для стран ОТГ окно возможностей в области торгово-транспортной кооперации: с учетом обрыва традиционной логистики тюркский мир сегодня предлагает альтернативные транзитные маршруты от Китая до Европы. Расположенные на восточном побережье Каспийского моря Казахстан, Туркменистан и не имеющие выхода к морю Узбекистан и Кыргызстан вместе с Азербайджаном и Турцией углубляют сотрудничество в рамках трех основных векторов Среднего коридора — Европа-Кавказ-Азия (TRACECA), Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), а также маршрута LapisLazuli. Страны-партнеры согласовывают планы оптимизации региональной логистики, модернизируют и внедряют цифровые технологии в транспортную инфраструктуру, унифицируют тарифы на перевозки и таможенную законодательную базу. А в последние годы страны ОТГ расширяют сотрудничество в секторе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), космическом и IT-секторе, сфере туризма, образовательной и молодежной политике. Дан старт и инвестиционному сотрудничеству стран ОТГ в новом формате: создается Тюркский инвестиционный фонд (TYF), достигнуты договоренности о совместных деловых начинаниях по стратегическим направлениям аграрной сферы и укреплению продовольственной безопасности.
Вместе с тем Турция, Азербайджан и братские тюркоязычные государства в регионе ЦА, а также активно сотрудничающая со странами ОТГ Венгрия выстраивают новые механизмы для наращивания объемов ненефтяной торговли. В частности, с марта 2021 года действует режим преференциальной торговли, в рамках которого введена нулевая ставка таможенной пошлины на взаимные поставки ряда товаров между Турцией и Азербайджаном. Аналогичные договоренности в скором времени планируют подписать и другие страны ОТГ. Это, а также упрощение и цифровизация торговых механизмов в рамках «Стратегии содействия торговле» в среднесрочный период окажут положительное влияние на расширение торговых отношений в рамках ОТГ.
«Страны-члены Организации тюркских государств обладают значительным потенциалом для увеличения совокупного совместного товарооборота, который на данный момент превышает 42 млрд долларов США», — сообщил накануне посол Турции в Азербайджане Джахит Багчи, выступая на состоявшемся в Баку «Экономическом форуме тюркских государств 2024».
Здесь уместно напомнить, что достигший в 2023 году $42,3 млрд товарооборот между странами ОТГ в стоимостном выражении вырос на 27,3% по сравнению с предыдущим годом, при этом совокупный товарооборот тюркских стран с миром составил порядка $1,3 трлн. Немаловажно, что без малого четверть всего товарооборота между странами-членами ОТГ приходится на долю Азербайджана, и в прошлом году ее объем составил около $9 млрд. Ну а в целом благодаря богатым природным ресурсам и выгодному расположению на торговом коридоре «Великого шелкового пути» страны ОТГ обладают огромным потенциалом для дальнейшего наращивания объемов торговли и ее диверсификации за счет несырьевых товаров.
«Товарооборот между странами, входящими в Совет сотрудничества тюркоязычных государств, в последние годы растет, и эти страны обладают большим экономическим потенциалом», — заявил в видеообращении к участникам «Экономического форума тюркских государств 2024» заместитель генерального секретаря ОТГ Омар Коджаман.
Торгово-экономический потенциал тюркского региона действительно внушителен, принимая во внимание ряд объективных фактов: совокупный ВВП стран ОТГ превышает $1,5 трлн, а численность населения перевалила за 160 млн человек и весьма динамично увеличивается, и в силу преобладания молодежи, наличия сравнительно недорогого и квалифицированного рынка труда и благоприятного делового и инвестиционного климата тюркские страны привлекательны для локализации производственных кластеров.
В частности, выступая накануне в Баку, турецкий дипломат Д. Багчи подчеркнул, что ОТГ способствует развитию экономических и торговых отношений между странами-членами, приведя в качестве примера подписанный днем ранее «Меморандум о сотрудничестве по интеграции энергетических систем» между Азербайджаном, Казахстаном и Узбекистаном, отметив, что этот документ является очередным показателем стратегической значимости региона. Напомним, что подписанный 1 мая в Ташкенте документ призван стимулировать реализацию совместных целей в направлении производства «зеленой» энергии и ее экспорта в Европу через территорию Азербайджана, а также интеграции энергосистем и организации эффективного использования ресурсов в сегменте ВИЭ.
В целом, «зеленая» повестка является важным трендом в совместных начинаниях стран ОТГ: так, 1 мая в Баку в рамках VI Всемирного форума по межкультурному диалогу состоялось заседание на тему «Устойчивый путь к зеленому будущему: совместная деятельность во время и после COP29». В ходе этого форума генсек ОТГ Кубанычбек Омуралиев отметил, что изменение климата, «зеленое» будущее и другие экологические темы по-прежнему остаются главными приоритетами в повестке дня тюркских государств и в стратегии на 2020–2026 годы, уделено немало внимания охране окружающей среды в национальной и совместной политике государств-членов Организации. Генсек ОТГ также подчеркнул важность проведения в Баку 29-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата: «COP29 — это ключевой международный форум, посвященный изменению климата, и страны-участницы ОТГ представят здесь свои климатические стратегии. Рассчитываем, что это мероприятие станет эффективной и важной площадкой во многих отношениях».
При поддержке Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) страны ОТГ сотрудничают в сфере внедрения цифровых и «зеленых» технологий в аграрном секторе, ведется работа по снижению потерь в ирригации и развитию систем экономного полива. Также планируются совместные инвестиционные проекты в сфере аграрного производства, намечено создать единую агроинформационную отраслевую платформу, а также наладить совместное производство пищевой продукции под брендом ОТГ-Made.
Весьма приоритетным для стран ОТГ видится сотрудничество в информационно-коммуникационном секторе: в том числе намечены прокладка оптического кабеля через Каспий, строительство DATA-центров, формирование регионального цифрового хаба. Развивается тюркская кооперация и в сфере космических исследований, в перспективе намечены совместные проекты по запуску спутников связи и оптических низкоорбитальных аппаратов. А недавно в рамках встречи руководителей космических агентств стран ОТГ между Космическим агентством Министерства цифрового развития и транспорта «Азеркосмос» и турецким оператором спутниковой связи Türksat был подписан коммерческий контракт, предусматривающий использование турецкими партнерами ресурсов спутника Azerspace-2 в Африке и ответного доступа нашей страны к новым спутниковым технологиям Türksat.