«Урегулирование Карабахского конфликта в пользу Азербайджана основано на исторической справедливости» Зураб Кадагидзе на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с грузинским политическим аналитиком Зурабом Кадагидзе.
- Что вы можете сказать об основных направлениях внешнеполитического курса Грузии?
- Грузия официально заявила в качестве приоритета североатлантический и европейский курс. Нынешняя внешняя политика нашей страны гораздо правильнее и успешнее, чем когда-либо, что находит отражение в двух факторах. Во-первых, это решительная поддержка территориальной целостности Грузии международными субъектами, организациями, друзьями и странами-партнерами.
Во-вторых, международные гранты, финансовая поддержка и фонды экономического стимулирования удвоились и являются беспрецедентно высокими. Сегодня геополитическая роль и функция Грузии намного выше, о чем свидетельствуют визиты премьер-министра Ираклия Гарибашвили в соседние страны, где особо подчеркивалась роль Грузии с точки зрения международной безопасности (например, президент Турции Эрдоган назвал Грузию ключом к региональной стабильности).
При посредничестве США, премьер-министра Гарибашвили и Грузии была решена одна из проблем, возникших в ходе азербайджано-армянского конфликта. Грузия выступила посредником в передаче военных карт азербайджанской стороне и возвращении военнопленных армянской стороне.
- Если вы заговорили об армяно-азербайджанском конфликте, то хотела бы задать вам следующий вопрос. На ваш взгляд, чем был обусловлен успех Баку в 44-дневной войне?
- Урегулирование Карабахского конфликта в пользу Азербайджана основано на исторической справедливости, хотя лично я не поддерживаю военное решение конфликта и считаю, что дипломатия, общение и переговоры могут решить любую проблему. В частности, успех азербайджанской армии, на мой взгляд, был обусловлен правильной военной стратегией, современной технико-инфраструктурной модернизацией и, конечно же, психологическим фактором (историческая справедливость).
- Каковы ваши прогнозы касательно будущего азербайджано-армянских отношений?
- И Баку, и Ереван должны взять на себя ответственность. Риторика конфронтации должна быть заменена миролюбивой, кооперативной, добрососедской риторикой. Будущие поколения должны вырасти с взаимозависимыми культурно-социальными ценностями, где не будет конфликтов и войн. Миру нет альтернативы.
- Какую политику проводит официальный Тбилиси для возврата Абхазии и Цхинвальского региона?
- Российская оккупация является серьезной национальной проблемой для Грузии, но она также является особым вызовом для оккупированных грузинских регионов Абхазии и Южной Осетии, поскольку политика Кремля привела к изоляции обоих регионов. К политическому кризису добавляется социальное неравенство. Российская изоляционистская политика потеряла перспективу развития оккупированных регионов. Грузия проводит правильную внешнюю и внутреннюю политику в этом отношении.
Наша политика заключается в четком провозглашении нашей территориальной целостности, которую Грузия вместе со своими странами-партнерами осуществляет справедливо и продуктивно. Грузия предлагает лучшие условия нашим абхазским и осетинским братьям, например, образовательные, медицинские, культурные, социальные, но, к сожалению, местные нелегитимные правительства при поддержке Кремля создают проблемы населению и мешают ему свободно передвигаться. Но все оккупации временны, и рано или поздно восторжествует историческая справедливость. Оккупация закончится, Сухуми и Цхинвали вместе с другими грузинскими городами смогут достойно развиваться.
- Михаил Саакашвили и его политический портрет с вашей призмы?
- Сначала надо увидеть нравственный портрет конкретного человека. Михаил Саакашвили несколько лет назад отказался от грузинского гражданства и ради личной выгоды стал гражданином Украины. Также в прошлом году он воровал как контрабандист на границе с Грузией. Президент должен быть гарантом Конституции, Родины и собственного достоинства. Саакашвили отказался от грузинского гражданства из-за своего положения в Украине и в прошлом году незаконно пересек границу как бандит. Это его моральное лицо...
Теперь политические аспекты - бывший президент Грузии думал, что с его приходом в стране будет революция и к власти вернется партия «Единое национальное движение», но его арестовали в конспирологической квартире и он предстал перед судом. Саакашвили одновременно обвиняется и осужден за прошлые преступления. Грузинское общество вынесло ему политический вердикт путем выборов в 2012 году, хотя бывший президент до сих пор отчаянно пытается свергнуть нынешнее правительство.
Согласно последним международным опросам, рейтинг оппозиционной партии «ЕНД» упал до 9%. Своим возвращением Саакашвили увеличил степень поляризации и разорил оппозиционный спектр. Сегодня, к сожалению, 90% оппозиции в Грузии дискредитировано тем, что следует за Михаилом Саакашвили в эксцентричных, непоследовательных, беспринципных решениях.
- А могли бы вы отметить переломные моменты 2021 года для Грузии?
- 2021 год вообще трудно субъективно оценивать из-за пандемии коронавируса, хотя это был политически значимый год. Правительство Грузии сменилось, Ираклий Гарибашвили стал премьер-министром. Его принципиальные позиции и взгляды пользуются большой поддержкой в грузинском обществе.
Состоялись очень важные выборы в органы местного самоуправления, на которых убедительно победила правящая партия, и политическая ситуация в Грузии укрепилась.
В связи со сложной в целом пандемической ситуацией растущие экономические тенденции обрели необратимый характер, что подтверждается международными или местными исследованиями и оценками
- Ваши прогнозы касательно будущего Южного Кавказа?
- Если мы посмотрим на карту мира, то увидим, что Южно-Кавказский регион является очень важной, центральной частью. В классическом понимании геополитики, где ведущую роль играют так называемые теории «Хартленда» и «Римленда», Кавказ находится на пересечении геополитических границ. Поэтому к нашему региону проявляют внимание и с Востока, и с Запада, и особенно с Севера.
Кавказ - это своеобразный геополитический перекресток, где сочетается религиозно-этническое, политико-социальное разнообразие.
Договоренности, основанные на добрососедстве, взаимном общении, толерантности и мирных решениях, общих социально-экономических и культурно-образовательных устремлениях, должны стать движущей силой наших общих интересов. Сильная экономика, образование и человеческий капитал определяют устойчивость региона. Сильный регион - это гарант мира на Кавказе.