Внешнеторговому спаду вопреки: вызовы и перспективы для экономики Азербайджана Расклад Хазара Ахундова
Снижение профицита внешнеторгового оборота стало одним из серьезных вызовов для отечественной экономики в прошлом и первой половине текущего года. Тем не менее, согласно опубликованным накануне данным ООН в докладе о мировой экономике, по итогам 2024 года показатели баланса торгового профицита в Азербайджане стабилизируются. В то же время, несмотря на замедление темпов внешней торговли, базовые экономические показатели в стране демонстрируют завидную динамику. В частности, в январе-июле производство ВВП увеличилось на 4,5%, сохраняется позитивная динамика в накоплении золотовалютных резервов, также стабильны показатели профицита счета текущих операций.
В силу высокого уровня волатильности мировых цен на углеводородное сырье, а также снижения добычи и, соответственно, экспорта нефти (лишь частично компенсируемого ростом добычи и поставок газа), в прошлом году Азербайджан столкнулся с снижением торгового профицита. Согласно данным Государственного таможенного комитета АР (ГТК), положительное сальдо Азербайджана во внешней торговле в 2023 году чуть превысило $16,613 млрд, что на 29,6% меньше показателя предыдущего года. Последнее не удивительно, так как минувший год, прошедший под знаком глобальной рецессии и импортируемой инфляции, запомнился также замедлением промышленной динамики во всем мире, и вызванный этим спад спроса и цен на сырье затронул не только азербайджанский нефтяной сектор, но также отразился и на несырьевых отраслях. Все это повлияло на показатели итогового экономического роста в республике: в 2023 году он составил 1,1%, что кратно ниже показателей рекордного 2022 года, когда отечественный ВВП вырос на 4,6%. Здесь уместно напомнить, что высокая динамика внешнего товарооборота нашей страны в 2022 году во многом объясняется энергетическим кризисом в Европе, кратно увеличившим цены на нефть, газ, топливо и многие другие виды энергетического и минерального сырья. Однако в минувшем году на охваченном рецессией европейском рынке (базовом для Азербайджана) поэтапно диверсифицировалась география поставок углеводородного сырья, что привело к кратному снижению завышенных в период кризиса котировок на сырье, в том числе и на «голубое» топливо.
Наблюдаемые в прошлом году тренды, в общем и целом, продолжились и в текущем году. Так, на 27 августа текущего года объем запасов газа в европейских подземных хранилищах (ПХГ) превысил 91,5%, и сегодня он торгуется по цене около $430 за 1 тыс. кубометров. Цены на нефть по-прежнему сохраняют высокую волатильность, и марка Brent на отчетный период торгуется в пределах $79 за баррель. В целом, нынешний спрос на углеводородное сырье достаточно комфортен для экспортных операций Азербайджана, однако текущие цены не сопоставимы с показателями двухлетней давности, соответственно, динамика экспорта не столь впечатляющая. Согласно опубликованным недавно данным ГТК, в январе-июле 2024 года внешнеторговый оборот Азербайджана сократился на 11,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, чуть превысив $26,892 млрд, причем на фоне спада экспорта и подорожания импорта.
В силу сложности глобальной геополитической и экономической ситуации сегодня трудно судить, какими будут сырьевые цены по итогам года и как это отразится на экспортных показателях нашей страны. Но, судя по оценкам зарубежных экспертов, среднегодовые цены на нефть сорта Brent будут держаться не ниже $80–85 за баррель. В то же время, в первой половине 2024 года Азербайджан увеличил экспорт природного газа в Европу на 12%, направив европейским потребителям 6,4 млрд кубометров газа: тем самым снижение глобальных цен на «голубое» топливо в какой-то мере компенсируется наращиванием объемов его поставок. Все перечисленное немаловажно для Азербайджана, так как нефтегазовый сектор по-прежнему играет огромную роль в развитии отечественной экономики, особенно с учетом объемов экспортной выручки.
Так или иначе, но согласно приведенным накануне агентством АПА выдержкам из доклада ООН о мировой экономике, по итогам 2024 года профицит внешнеторгового оборота Азербайджана превысит $16 млрд. Такие прогнозы приводят аналитики Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, и согласно их исследованиям, совокупный экспорт Азербайджана (включая ненефтяной сектор) в текущем году составит $33,899 млрд, а импорт – $17,278 млрд, тем самым во внешнеторговом балансе сформируется профицит в $16,620 млрд. Приведенная цифра приблизительно сопоставима с положительным сальдо внешнеторгового оборота в минувшем году, что в нынешних непростых обстоятельствах свидетельствует о сохранении определенного баланса во внешней торговле. Безусловно, подобные выводы уместны при условии сохранении текущих цен на энергетическое сырье, что, по мнению ряда ведущих аналитиков, весьма вероятно в текущем году.
Здесь также уместно отметить, что факторы, связанные с замедлением внешнеторговых операций нашей страны, пока не несут серьезных рисков для общих трендов развития отечественной экономики. В частности, в отличие от негативного воздействия прошлогодней глобальной рецессии на экономику Азербайджана, в текущем году мы наблюдаем сравнительно более высокие темпы роста валового внутреннего продукта. Так, согласно последним данным Госкомстата АР, в январе-июле 2024 года ВВП Азербайджана составило 70,544 млрд манатов, что на 4,5% превысило соответствующие показатели прошлого года. При этом в ненефтяном секторе добавленная стоимость возросла на 6,7%, а в роли ключевого драйвера производства ВВП выступает промышленность, на долю которой приходится 38,4%. Роль нефтянки в темпах роста валового внутреннего продукта в силу глобальных факторов заметно ниже: за отчетный период здесь отмечен 1,2% прирост. В целом значение неэнергетического сектора растет год от года, и это крайне позитивный фактор для экономики страны. Если в первой половине 2023 года доля ненефтяного сектора в структуре ВВП составляла 60%, то за первое полугодие этого года данный показатель увеличился до 65,18%.
В целом 2024 год сулит хорошие перспективы для развития отечественной экономики, и уровень глобальных рисков, в том числе импортируемой инфляции, несопоставимо меньше, чем это было за два минувших года. Согласно расчетам Центробанка Азербайджана (ЦБА), в текущем и будущем году годовая инфляция в республике будет в пределах целевого показателя: ожидается, что годовая инфляция в 2024 году составит 3,5%, а в 2025 году — 4,2%. И эти оценки регулятора, в общем и целом, совпадают с прогнозами Всемирного банка (ВБ), согласно которым годовая инфляция в Азербайджане в 2024 году составит 3%, а в 2025 году — 3,5%.
Согласно данным ЦБА, стратегические золотовалютные резервы Азербайджана, увеличившись на $1,3 млрд с ростом на 1,8%, достигли без малого $70 млрд, и этот финансовый буфер играет огромную роль в обеспечении макроэкономической стабильности страны. В частности, внушительные валютные запасы — ключевой элемент защиты денежно-кредитного и монетарного рынков в случае какого-либо внешнего негатива или форс-мажорных обстоятельств внутри страны. В то же время решающую роль в поддержании баланса на финансовом рынке страны играет профицит счета текущих операций: согласно базовому сценарию ЦБА (подтвержден в конце июля), профицит счета текущих операций в 2024 году оценивается в размере $7 млрд. Примечательно, что вместе с регулятором схожую уверенность выражают эксперты международного рейтингового агентства Fitch: агентство считает, что, несмотря на снижение глобальных цен на нефть (влияющих на показатели экспорта), отношение профицита баланса текущих операций к ВВП Азербайджана окажется самым высоким в категории стран с долгосрочным рейтингом в иностранной валюте BBB.