«Заявления Пашиняна о мире – пустое сотрясание воздуха» Игорь Коротченко на Caliber.Аz
«Бесконечные игры Еревана» – примерно так можно назвать политику, что ведет Армения на протяжение последних более чем двух с половиной лет, изо всех сил тормозя нацеленный на заключение мира переговорный процесс с Азербайджаном. Происходит это обычно следующим образом: поначалу в Ереване озвучивается (чаще всего устами Пашиняна) какое-то позитивное, обнадеживающее заявление о глубочайшей приверженности переговорам и миру, и всему свету начинает казаться, что азербайджано-армянский процесс урегулирования сдвинулся с мертвой точки. Однако спустя всего несколько дней из армянского МИД или Совета безопасности раздаются претензии к Азербайджану или даже обвинения в его адрес о том, что действия Баку якобы перечеркивают «усилия армянских властей заключить наконец мир». А далее следует еще ряд подобных заявлений, что окончательно дезавуирует и без того слабые подвижки в сторону переговоров.
Алгоритм «шаг вперед, два назад» - политическое средство, задействованное Ереваном на постоянной основе, позволяющее создавать видимость, что именно армянские власти строго придерживаются принятых обязательств и прямо-таки рвутся всё обсудить с Баку. Истинный же смысл этого словесного жонглирования – в постоянном затягивании продвижения к миру. Так, оглашенное на днях пафосное высказывание премьер-министра Пашиняна в какой-то момент и впрямь возродило надежду, что Ереван одумался и решил наконец поступить конструктивно и здраво.
«Мир возможен, если мы в своих международных отношениях не только на сегодня, но и на будущее зафиксируем, что признаем за Арменией 29.8 тыс. кв. километров, а точнее, территорию Армянской ССР, в рамках которой мы получили независимость, и мы не имеем и никогда не будем иметь территориальных претензий к другим странам», - заявил премьер-министр в Национальном собрании страны. И даже добавил нечто, на первый взгляд, разумное и вполне гуманистическое: «Мирное соглашение между Арменией и Азербайджаном реалистично, если обе страны четко, без двусмысленности и уловок признают территориальную целостность друг друга и обязуются сегодня и навсегда не предъявлять друг другу территориальных претензий… Я хочу вновь подтвердить, что Армения полностью признает территориальную целостность Азербайджана и ожидает, что он сделает то же самое, признав территорией Армении территорию Армянской ССР». Но практически сразу, на том же заседании, он подверг ревизии свою же установку: «Во-первых, поскольку мир не строится единолично, насколько действия и политика Азербайджана будут направлены на мир? Если будут достигнуты компромиссы, то насколько они будут приемлемы для граждан Армении и насколько те позволят болезненную реализацию этих компромиссов?».
А вчера, 20 апреля, в беседе с журналистами в Национальном собрании премьер-министр Никол Пашинян открытым текстом заявил, отвечая на вопрос о том, для чего Армения подписывает мирный договор с Азербайджаном: «Еще не факт, что мы его подпишем».
Но тогда абсолютно логичный вопрос – можно хоть сколько-нибудь доверять заявлениям Пашиняна? Ведь всё, что сейчас делает Армения, включая рассчитанную на хайп болтовню, направлено лишь на эскалацию напряженности. Это и продолжающиеся вооруженные провокации в Карабахе, это и бахвальство наращиванием вооружений, и постоянный реваншистский гул. Всё однозначно говорит о том, что Армения даже чисто теоретически не рассматривает мир с Азербайджаном.
Именно этим аргументировал свое убеждение в том, что доверять заявлениям Пашиняна никак нельзя, российский военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко в беседе с Caliber.Az.
«На протяжение двух с половиной лет эти позитивные заявления звучали, потом отменялись. Практическая политика говорит, что верить нельзя, более того – это вредно. Это не более чем политическая мимикрия Еревана, ситуативное поведение, обусловленное теми или иными факторами. И по большому счету от них ни тепло, ни холодно никому», - подчеркнул российский политолог.
По его словам, судить о позитивной воле Еревана можно будет лишь по практическим делам, когда будет подписан мирный договор на известных пяти принципах, сформулированных азербайджанской стороной, когда будут полностью выведены все армянские вооруженные формирования с территории Карабаха и сепаратисты перестанут пытаться контролировать эти территории. Тогда и можно будет о чем -то говорить.
А пока, считает он, «это всего лишь политическое бла-бла-бла, которое Никол Воваевич демонстрирует для своего политического выживания».
Военный эксперт вообще сомневается в смысле вроде бы опять намечающихся переговоров первых лиц Азербайджана и Армении в Москве, поскольку «переговоров уже было очень много, а так как мы судим по итогам, ничего, собственно, и не было».
«Армянская сторона как не выполняла свои обязательства, так и продолжает не выполнять. Было много переговорной эйфории, а потом ничего. Всё и так уже всем ясно. Прежде всего, что Армения способна выполнять то или иное обязательство исключительно под политическим или военным давлением - тогда какие-то вещи выполняются, но опять же со скрипом. А так я мало верю в то, что армяне сделают то, что обещали. Давайте уж без ложных иллюзий. Еще раз отмечу, ни одно из положений ни Трехстороннего заявления, ни последующих договоренностей Ереван не выполнил, более того, дезавуировал ряд своих предыдущих обязательств. Когда будут конкретные, юридически оформленные договоренности, мы будем говорить об этом как о свершившемся факте. А всё, что звучит сейчас, –просто колебание воздуха. В практическом плане мы должны комментировать результаты, а не слова», - уверен политолог.
По его мнению, Москва уже не испытывает по поводу Пашиняна никаких иллюзий, а потому стратегическая задача армянского премьера - разорвать все связи с Россией, а потом отойти в сторону.
«То, что стратегическая цель Пашиняна и его команды переориентироваться на Запад, лечь под него и в рамках новых военных союзов обеспечивать свою безопасность, практически очевидно. А слушать пустопорожние заявления Пашиняна нет времени и смысла, когда мы видим, что результатов нет», - подвел итог своим выводам И. Коротченко.