«Франции важен не диалог Баку и Еревана, а ее возвращение на Кавказ» Эксперты о вояже Колонны в регион
Визит главы МИД Франции Катрин Колонны на Южный Кавказ – ход Парижа, который следует рассматривать крайне внимательно и осторожно. Ибо дипломатические телодвижения Парижа в нашем регионе, скажем честно, особого доверия не вызывают. Безответственные заявления президента Франции, всевозможные проармянские резолюции парламента этой страны вынудили Баку «занести» Париж в черный список нежелательных партнеров.
Между тем в ходе визита в Азербайджан Колонна пыталась сделать некие дипломатические реверансы в сторону Баку. В частности, мадам министр заявила, что «Азербайджан и Франция являются историческими партнерами и между двумя странами есть необходимость в диалоге». В то же время Колонна не преминула отметить «односторонние шаги, предпринятые Азербайджаном», и упомянула решение Международного суда о «разблокировке» Лачинской дороги. В ответ на это Джейхун Байрамов напомнил своей коллеге реалии географии региона и то, что погранпункт на Лачинской дороге установлен на суверенной территории Азербайджана.
Как отметил в беседе с Caliber.Аz российский политтехнолог и аналитик Константин Калачев, у главы МИД Франции свои темы и интересы в каждой отдельно взятой стране региона.
«Париж симпатизирует Армении, но все-таки старается играть роль беспристрастного посредника, а также миротворца. Здесь Франция пытается взять на себя роль «главного посредника» в решении проблем между Азербайджаном и Арменией ввиду ослабления роли России. То есть, Франция торопится занять пустующее место. Но дело в том, что у Парижа «не клеется химия» со многими странами в регионе. А самые ровные отношения, как ни странно, с Ираном.
Из стран Запада у Франции с Ираном самые ровные отношения. На отношения с Турцией накладывает роль субъективный фактор, хотя симпатий не было и исторически. Здесь все понятно с поездкой Колонны на Южный Кавказ – Париж претендует на роль лидера Европы. Франция - традиционный друг и партнер Армении. Как минимум, Армения заинтересована в присутствии Франции на Южном Кавказе. А остальное определится в процессе. Я бы, конечно, возможности Франции не переоценивал. Но тут многое будет зависеть от развития ситуации с конфликтом в Украине. И попытки Макрона как-то вовлечь в посредничество Китай выглядели наивно, хотя и можно сказать, что председатель Си позвонил Зеленскому после визита Макрона», - отметил российский политолог.
По мнению же украинского дипломата, юриста-международника Вадима Трюхана, Франция сейчас одержима идей фикс – добиться своего лидерства в Европе, поэтому Макрон и его команда продвигают сразу несколько разных инициатив, которые подтверждали бы амбиции Франции на лидерство. В этом контексте, по его мнению, следует рассматривать визит Макрона в Китай, после которого он заявил, что Европе нужно больше автономии от США и то, что Европа должна быть способна себя защищать.
«Эту инициативу сразу раскритиковали в Германии. Ведь Франция считается таким локомотивом интеграционных процессов вместе с Германией, а тут Берлин выступил против. Будем честны, несмотря на все миротворческие амбиции, Франция за последнее время не смогла предложить ничего нового и конструктивного ни Армении, ни Азербайджану. А отношения с Азербайджаном вообще стали очень прохладными», - отметил украинский политолог.
Поэтому, по его мнению, это такая «проба пера» для нового политического сезона Парижа, попытка вернуться в большую игру, показать, что Франция имеет влияние как в Европе, так и на Кавказе. Но сумеет ли Франция стать таким посредником? Без США и Турции – сомнительно, уверен политолог.
«Европейцы пытаются заполнить вакуум, который образовался в результате ослабления России, и не допустить, чтобы Россию в регионе заменила Турция. Но понятно также, что у Франции не хватает ни экономических, ни военных рычагов, чтобы доминировать на Кавказе, поэтому нынешний вояж Колонны я рассматривал в первую очередь как попытку нащупать пути взаимопонимания с президентом Алиевом. Несмотря на теплую реакцию, судя по оценкам СМИ, со стороны президента Азербайджана, и переданные макрону приветствия, что-то подсказывает мне, что дальше этих протокольных, дипломатических любезностей дело не пойдет. Слишком слабо влияние Франции на Кавказе», - отметил В. Трюхан.
Наш собеседник считает, что без участия США и ведущей роли Турции продвинуться в мирном урегулировании, стабилизации диалога не удастся.
«Кроме того, хочу отметить, что ключевую роль в этом процессе на Кавказе я вижу за Турцией. Как только отгремят президентские выборы и станет явно, кто будет новым президентом, будут конструироваться новые политические «пасьянсы»», - заметил В. Трюхан.
Он также отметил, что региональная поездка Колонны включала не только посещение Баку и Еревана, но и Тбилиси. Здесь, по его мнению, и зарыт «камень». Можно сделать вывод, что главное для Парижа - не помощь в урегулировании отношений между Азербайджаном и Арменией, а возвращении Франции на Кавказ.
«Потому что Франция, по сути, была вытеснена из региона Россией и Турцией. И сейчас, когда Россия ослабла, а в Турции непростой политический дискурс, Франция пытается воспользоваться шансом и протиснуться в «окно возможностей». Но, так или иначе, стать неким арбитром в процессе мирного урегулирования между Баку и Ереваном Франция без Турции и США не сможет априори, поэтому, на мой взгляд, конструктивного прорыва в мирном процессе на Кавказе удастся добиться только по окончанию выборов в Турции, а в глобальном смысле – по окончанию российско-украинской войны, когда станет ясно, капитулирует Россия или нет. Ведь в случае ухода из региона России, серьезно мешающей продвижению многих положительных процессов на Кавказе, станет заметно легче действовать и договариваться, и это, конечно, хороший шанс для новой политической эпохи всех стран Южного Кавказа», - резюмировал В. Трюхан.