«Ереван тянет с подписанием соглашения, но никак не влияет на его содержание» Станислав Ткаченко на Caliber.Az
Активизация переговорного процесса между Баку и Ереваном, к которой приложили руку практически все международные посредники - Москва, Вашингтон, Брюссель, на первый взгляд, хорошая новость – больше шансов, что это принудит Армению предпринять наконец реальные шаги для подписания мирного договора, предостережет от пустых обвинений в адрес Азербайджана. Однако все не так просто – негласное соперничество центров силы за модераторство в переговорах продиктовано, конечно же, собственными интересами каждого из них. И возникает ситуация по формуле «рак, лебедь, щука», где каждый тащит повозку переговоров в свою сторону, усиливая общую разбалансировку процесса.
Но как к такому активному модераторству Запада относятся в Кремле? Причем именно сейчас, когда сам Ереван весьма активно блокирует российское участие. Чего стоит, например, недавнее заявление секретаря армянского Совбеза Армена Григоряна о том, что контроль за безопасностью Зангезурского коридора будут осуществлять не российские, а армянские военные. То есть Ереван открытым текстом признается, что его не устраивают положения Трехстороннего заявления 2020 года. Между тем именно Москва активно поддерживает запуск Зангезурского коридора, что может ей помочь в ослаблении санкционной блокады путем увеличения импорта-экспорта товаров.
Как считает российский политолог, доктор экономических наук, профессор СПбГУ Станислав Ткаченко, любой специалист по переговорам знает, что «их самая опасная часть, на которой многие казавшиеся успешными соглашения проваливаются, – это завершающий этап». В беседе с Caliber.Az Ткаченко заметил, что этот этап наступает, увы, тогда, когда стороны вроде готовы прийти к соглашению, принимают его условия. Именно в этот момент ведущие переговоры стороны пытаются решить второстепенный на начальном этапе обсуждения вопрос – как убедить в выгодности будущих договоренностей своих руководителей, свой парламент или свой народ, как сделать так, чтобы искомое соглашение помогло решить дополнительные задачи, стоящие перед государством, перед его внутренней или внешней политикой. И подобная ситуация, по мнению политолога, в полной мере соответствует нынешнему этапу длящихся многие месяцы переговоров о мирном соглашении между Азербайджаном и Арменией.
«Внешние цели Азербайджана на этом этапе умеренные и реалистичные. Баку стремится подтвердить свою многовекторную международную стратегию, поэтому привлекает в качестве посредников всех внешних игроков, оказывающих влияние на сферу безопасности Южного Кавказа - Россию, США и Европейский союз. Эти государства должны ясно и недвусмысленно поддержать будущее соглашение о мире, тем самым повысив его международно-правовой вес. Конечно, отношения России с ЕС и США носят враждебный характер, близки к состоянию заморозки. Но в Москве, Брюсселе и Вашингтоне в целом рады будущему миру на Южном Кавказе, поэтому активно стремятся его приблизить», - полагает эксперт.
А вот аналогичные цели для Армении, внешние по отношению к тексту будущего соглашения о мире, например, вопросы транзита и др., по мнению С.Ткаченко, более сложные и даже противоречивые: Ереван в целом готов признать государственные границы и принадлежность Карабаха Азербайджану. Готов и к тому, что транспортное сообщение между Баку и Нахчываном пройдет по Зангезурскому коридору и будет осуществляться свободно, в соответствии с правилами международной перевозки грузов и пассажиров. «Но немедленное признание этих уже практически решенных за столом переговоров вопросов будет сопровождаться для лидеров современной Армении тяжелыми политическими последствиями.
И многие из тех политиков в Ереване, кто сейчас наделен правом вести переговоры и принимать окончательные решения, могут оказаться на обочине политической системы своей страны. Отсюда и попытки представителей правительства Армении расширить число привлеченных к переговорам зарубежных государств, в том числе активные, но совершенно бесполезные усилия сделать посредником Индию. Они затягивают срок подписания соглашения, но никак не влияют на его содержание», - отмечает С.Ткаченко.
Однако Россия, по его словам, заинтересована в мире на Южном Кавказе больше, чем любое другое внерегиональное государство или объединение государств.
«Москва сегодня является союзником Армении, связана широкомасштабными экономическими связями с Азербайджаном, предпринимает активные усилия по нормализации отношений с Грузией. В этом контексте вопрос о заинтересованности России в открытии Зангезурского коридора для транзита грузов между двумя частями азербайджанской территории, а также для международных грузов очевидна, поскольку эти шаги помогут начать процесс восстановления экономических связей на Южном Кавказе и наращивания его транзитного потенциала. А любые задержки на этом пути, включая охрану коридора уже на первом этапе исключительно армянскими военными, без привлечения российских миротворцев, потребуют дополнительных консультаций между Москвой и Ереваном», - говорит наш собеседник.
В России, по словам С.Ткаченко, нет единой позиции по отношению к нынешнему этапу переговоров между Азербайджаном и Арменией.
«В Москве знают, что основу долгосрочного мира заложит только такое соглашение, которое добровольно подпишут два государства, увидев в нем оптимальный выход из длящегося более трех десятилетий конфликта. Также важно, чтобы это соглашение принял народ Армении, осознав, что мир в регионе – главное условие для стабильного развития их государства. Это непростая цель, и препятствовать ее достижению могут только политики, ставящие свой рейтинг выше интересов большинства населения. Москва по мере своих возможностей пытается убедить Ереван действовать конструктивно, но пока это у нее получается не очень хорошо», - резюмировал российский политолог.