«Большой вопрос вызывают технические возможности Армении контролировать Зангезурский коридор» Дмитрий Малышев на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с кандидатом исторических наук, доцентом факультета мировой политики МГУ им. М. В. Ломоносова Дмитрием Малышевым.
- Дмитрий Валерьевич, как вы расцениваете вероятность нормализации армяно-азербайджанских отношений на российском, европейском и американском переговорных треках?
- На мой взгляд, армяно-азербайджанские переговоры по итогам состоявшихся встреч на российском треке шли с переменным успехом. На трёхсторонней встрече министров иностранных дел России, Армении и Азербайджана - Сергея Лаврова, Арарата Мирзояна и Джейхуна Байрамова в Москве в середине мая этого года речь шла главным образом о намерении заключить в будущем мирный договор. Насколько это будущее будет близким, переговоры дипломатов, к сожалению, не показали. Последовавшая вслед за этим событием трехсторонняя встреча на высшем уровне с участием президентов России и Азербайджана Владимира Путина, Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна там же, в Москве, 25 мая, была посвящена главным образом разблокированию транспортных коммуникаций и, судя по определению российской стороны (это озвучил Сергей Лавров), стороны сблизили позиции в этом вопросе. Новшеством было и то, что президент Азербайджана впервые принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета, который является высшим органом Евразийского экономического союза - ЕАЭС.
Что касается США, то очевидно, что на данном этапе Вашингтон пытается вернуть утраченный статус посредника, после того как распалась Минская группа ОБСЕ, а американская сторона лишилась мандата сопредседателя в ней. Так что я бы не назвал ощутимо результативными переговоры на американском фланге, которые состоялись 23 апреля 2023 года в Вашингтоне на уровне министров иностранных дел Армении (Арарата Мирзояна), Азербайджана (Джейхуна Байрамова) и госсекретаря США (Энтони Блинкена).
В ходе же брюссельских переговоров, состоявшихся в середине мая этого года, обсуждалась делимитация границ между Арменией и Азербайджаном, которая так и не была осуществлена после распада СССР, то есть, когда эти республики обрели статус независимых государств. Но опять же каких-то конкретных договорённостей подписано не было. Соответственно, как мне кажется, все эти переговоры носили характер заявлений о намерениях, указания собственных позиций, прощупывания позиций друг друга. Маловероятно, что в обозримой перспективе подобные форматы будут иметь серьёзные последствия для урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном.
- То есть шансы подписания мирного соглашения между Баку и Ереване невысоки?
- Гипотетически такой договор возможен, он может положить конец многолетнему конфликту между соседними республиками, разблокирует границу между ними, что будет отвечать интересам и Армении, и Азербайджана. Но учитывая сложные отношения между двумя государствами, имеющее место историческое недоверие между их народами, соглашение в ближайшее время скорее всего заключено не будет.
- Как вы думаете, почему Армения отказалась предоставлять РФ контрольные функции на пограничных и таможенных пунктах при въезде и выезде в Зангезурский коридор?
- Отказ Армении от контроля за транспортным сообщением со стороны Пограничной службы ФСБ РФ при разблокировании границы с Азербайджаном является прямым нарушением соглашения от 9 ноября (10 ноября) 2020 года, где прямо говорится, что этот контроль будет осуществлять именно Пограничная служба ФСБ РФ. Большой вопрос вызывают технические возможности соответствующих служб Армении, чтобы реально контролировать въезд и выезд в Зангезурский коридор. Договор по этому поводу пока не существует. Возможно, стороны смогут договориться о совместном контроле над этим коридором в будущем, хотя, учитывая их непримиримые позиции, это выглядит маловероятно. Скорее всего будет возвращение к Трехстороннему заявлению 2020 г., и контроль здесь будет осуществлять Пограничная служба ФСБ РФ, которая, судя по всему, в ближайшем будущем будет преобразована в Пограничные войска РФ.
- Возможен ли окончательный отрыв Армении от РФ и ее выход из ОДКБ и ЕАЭС?
- По поводу российско-армянских отношений прогнозы, озвучиваемые периодически в российском экспертном сообществе, на самом деле достаточно пессимистичны. Тем не менее реальность такова, что именно Россия является гарантом безопасности Армении, на территории которой находится один из крупнейших российских военных объектов -102-я военная база в Гюмри, входящая в состав Южного военного округа (ЮВО) РФ. Российские пограничники осуществляют охрану границ Армении с Турцией и Ираном, поэтому едва ли Армения сможет полностью отказаться от поддержки России, несмотря на все политические заявления Еревана. А нахождение в составе ОДКБ и ЕАЭС даёт Армении ряд военно-политических и экономических преференций. Поэтому вызывают серьёзные сомнения заявления о возможном ее разрыве с этими структурами, хотя в начале июня премьер-министр Армении Пашинян и высказывался критически о роли ОДКБ.
- Судя по активным закупкам вооружения в Иране и Индии, Армения нацелена на милитаризацию региона. Какие процессы возможны в этой связи на Южном Кавказе?
- Не думаю, что Армении удастся серьёзно милитаризировать регион. Достаточно вспомнить, что она значительно уступает Азербайджану – как в численном отношении ВС (минимум в три раза), так и по наличию военной техники (тех же БПЛА, танков и других видов вооружений). Армении нужна масштабная модернизация всей системы вооружённых сил страны, поэтому говорить об организованной ею серьёзной милитаризации в регионе бессмысленно.