Афганистан: неожиданное предложение Азербайджану Экспертные мнения на Caliber.Az
«Исламский эмират Афганистан» готов обеспечить работу азербайджанского посольства в Кабуле. Об этом заявил пресс-секретарь движения «Талибан» Забихулла Муджахид в интервью CBC. «Мы на сто процентов готовы к открытию азербайджанского посольства в Афганистане. Мы готовы, так скажем, разровнять почву и провести соответствующую работу. Нам в свою очередь также хотелось бы иметь своих представителей в Азербайджане», – подчеркнул официальный представитель талибов.
«Исламский эмират Афганистан» также заявил, что поддерживает Азербайджан в вопросе территориальной целостности. «В первую очередь хочу сказать, что мы всегда выступали и выступаем за то, чтобы все страны с уважением относились к границам и территориальной целостности друг друга. Как вы знаете, для Афганистана вопрос территориальной целостности чрезвычайно важен. Думаю, что в той же степени, как он важен и для Азербайджана», – подчеркнул Забихулла Муджахид.
И добавил, что все вопросы все-таки лучше решать мирным путем: «Мы не хотим, чтобы между какими-либо странами разгоралась война».
Насколько было бы правильно и в интересах Азербайджана устанавливать дипломатические отношения с де-факто правящим в Афганистане режимом талибов? Не может ли это вызвать негативной реакции со стороны крупных мировых держав и международных организаций? Стоит ли торопиться в этом вопросе?
На эти вопросы Caliber.Аz ответили известные эксперты по региону.
Руководитель российского Центра изучения афганской политики Андрей Серенко отмечает, что «Талибан» де-факто находится у власти в Афганистане более двух лет, однако, за это время он так и не сумел решить проблему своего международного признания.
«Несмотря на все усилия талибов, ни одно государство в мире не признало их режим. Очевидно, что проблема внешнего непризнания является одной из главных для «Талибана», руководство этой террористической группировки по-прежнему пытается решить её и надеется, что им удастся прорвать кольцо международной изоляции и добиться внешней легитимации режима в Кабуле. Поэтому такого рода предложения, как Азербайджану, талибы делают и другим странам. Однако, пока усилия в этом отношении тщетны. Можно говорить, что пока существует неформальный международный консенсус о непризнании правительства «Талибана»», - рассказал эксперт.
Что касается гарантий безопасности для дипломатических представительств в столице Афганистана, то здесь дела обстоят не слишком гладко, говорит он.
«В прошлом году в Кабуле произошли нападения террористов на дипмиссии и граждан России, Пакистана и Китая. Во всех случаях ответственность за нападения взял на себя афганский филиал ИГИЛ. В результате этих атак были убиты два сотрудника посольства России, ранен посол Пакистана, а также китайские граждане. Следует отметить, что ничего подобного не было все 20 лет, пока в Кабуле у власти находилось республиканское правительство, а в стране присутствовали войска США и НАТО. Так что можно говорить, что с приходом талибов к власти условия безопасности для дипломатических представительств в Кабуле существенно ухудшились», - объясняет Серенко.
По его мнению, сложно всерьёз говорить о каких-то достижениях талибов за два последних года. Афганистан уверенно катится в пропасть системного социально-экономического и гуманитарного кризиса. И если он до сих пор не наступил, то лишь потому, что мировое сообщество, прежде всего США и ЕС, оказывают Афганистану широкую гуманитарную помощь.
«Однако и это не спасает миллионы афганцев от нищеты и голода: в настоящее время более 80 процентов населения Афганистана живут за чертой бедности, около 70 процентов недоедают. В стране отсутствуют серьёзные экономические проекты, нет инвестиций, парализована банковская система. Талибы создали режим религиозно-военной диктатуры, который беспощадно подавляет малейшие проявления оппозиционности, активно использует этнические чистки против непуштунской части населения. Талибы создали режим гендерного апартеида, низведя женщин до статуса граждан второго сорта, лишив их реальных прав на образование, труд, качественное медицинское обслуживание. В Афганистане, несмотря на публичные обещания талибов, укрепляют свои позиции различные международные террористические организации, в частности, ИГИЛ: реальная численность боевиков афганского филиала «Исламского государства» выросла с 4,5 тысяч в 2021 году до более чем 20 тысяч в 2023-м. Талибы успешно развивают наркоэкономику, дополняя героиновый сегмент синтетическими наркотиками», - сообщил глава центра.
Пожалуй, единственное достижение талибов за два года, считает он, это то, что они прекратили масштабные боевые и террористические действия против афганского народа, которые вели более 20 лет.
«Как только талибы перестали устраивать взрывы в городах и нападать на органы власти и управления, появилась возможность говорить об улучшении ситуации с безопасностью. Но это произошло не потому, что убийцы, совершавшие все эти преступления долгие годы, вдруг превратились в политических вегетарианцев - просто убийцы пока перестали убивать. Но это не значит, что они однажды не займутся этим делом снова. Тем более, что практики внесудебных расправ, пыток и убийств бывших афганских военных, сотрудников полиции и службы безопасности республиканского правительства, несмотря на обещания талибов, продолжаются все два последних года. Обещаниям талибов, как и других террористов, никогда не следует доверять», - уверен Серенко.
Заместитель директора киевского Центра ближневосточных исследований Сергей Данилов также сразу отметил, что 15 августа «Талибан» отметил вторую годовщину своего возвращения к власти. Он напомнил, что правительство талибов до сих пор официально не признано ни одной страной.
«Международное сообщество продолжает дискутировать о том, следует ли сотрудничать с «Талибаном». С одной стороны, в Афганистане установился мир, которого не было десятилетиями. С другой - надежды на то, что, придя к власти, «Талибан» сможет модернизировать свою доктрину, оказались напрасными. «Талибан», заявляющий, что уважает права в соответствии со своим толкованием Ислама, запретил большинству афганских женщин работать с агентствами помощи, закрыл салоны красоты, запретил женщинам посещать парки и ограничил их поездки в отсутствие опекунов-мужчин. Девочки старше 12 лет были преимущественно исключены из образовательного процесса. Для западных правительств этот запрет является основным препятствием для официального признания администрации «Талибана»», - рассказал эксперт.
Кстати, добавил он, страны с мусульманским большинством, а также практически все исламские ученые отвергли позицию «Талибана» в отношении прав женщин.
«Кроме гораздо более безопасного Афганистана, у «Талибана» есть еще некоторые успехи. По словам специального представителя ООН, коррупция, разразившаяся во время поступления западных денег в течение многих лет, после возвращения «Талибана» в 2022 году уменьшилась. Также есть признаки того, что запрет талибами выращивания наркотиков резко сократил производство мака.
«Талибан» надеется, что его способность обеспечить безопасность внутри страны и гарантии, что территория Афганистана не будет использована для агрессивных действий в отношении соседних государств, поможет достичь иностранного признания и отмены санкций, а также разблокирует около 7 миллиардов долларов активов Центрального банка, замороженных в Федеральном резервном банке США. Однако именно отсутствие угрозы со стороны «Талибана» соседям лишает их одного из немногих козырей для шантажа других государств. Нищий Афганистан, который не представляет угрозы, не может предложить никаких возможностей, никому не интересен, его можно просто не замечать», - заключает Данилов.