Империалистический тупик: безответственность и бесперспективность политики США на Кавказе Аналитика Сергея Богдана
Во вторник директор американской госорганизации USAID Саманта Пауэр опубликовала в соцсетях заметку. В ней, используя благовидные формулировки, она намекнула на саботаж мирного процесса на Южном Кавказе. Так американское правительство отреагировало на стремление Баку самостоятельно договориться с Ереваном без вмешательства внешних сил.
Ответ азербайджанской стороны был пропорциональным — помощник президента, заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации президента Хикмет Гаджиев ответил твитом на твит, отметив, что для USAID больше нет места в стране.
Неожиданностью это назвать трудно. Дело не только в высказываниях Пауэр, само USAID оказалось в центре скандала в Баку в связи с подозрениями в финансировании СМИ, выведывая при этом нужную информацию и продвигая нужные месседжи.
Расшифровка твита
На первый взгляд столь жесткая внешнеполитическая линия Пауэр как директора гуманитарного агентства американского правительства выглядит странно. Разве USAID не расшифровывается как Агентство по международному развитию? Но все логично, помощь USAID уже не раз оказывалась конторой с «двойным дном» и далекой от гуманитарных вопросов, зато близкой к силовым и военным делам — особенно, когда их стараются не афишировать. Агентство и не скрывает, что действует в координации не только с Госдепом, но и с Совбезом США.
Потому не должно удивлять и то, что твит Пауэр выглядит как завуалированная угроза сорвать мирный процесс на Кавказе под благовидными предлогами. Он начинается с искажения фактов: «Два месяца назад в результате военной операции Азербайджана в Нагорном Карабахе более 100 тыс. человек были вынуждены покинуть свои дома и перебраться в соседнюю Армению». Не будем цепляться к цифрам, хотя попытки увеличить проблему арифметически выглядят нелепо.
Впрочем, интереснее другое: навязываемая нам причинно-следственная связь, мол, операция азербайджанской армии заставила людей переезжать в Армению. Хотя и армянские источники признавали — военные сосредоточенно били по опорным пунктам вооруженных формирований армян, войска в населенные пункты во избежание провокаций заходить не торопились, а доля гражданского населения, погибшего в ходе боевых действий, была уникально низкой для любого вооруженного конфликта последних десятилетий. Никаких доказательств того, что армия или какие-либо азербайджанские силы изгоняли гражданское населения из Карабаха не предъявлено. Люди уезжали под влиянием пропаганды армянских националистов и в рамках отчаянной попытки реваншистов создать видимость «гуманитарной катастрофы», чтобы добиться вмешательства внешних сил. Не вышло.
На этом фоне следующая фраза в твите Пауэр – «США продолжают поддерживать этнических армян из Нагорного Карабаха» – выглядит отнюдь не проявлением человеколюбия, а по меньшей мере как подчеркнутое нежелание и слышать о неармянских и куда более многочисленных реальных беженцах 1990-х, которые до сих пор страдают от последствий войны, развязанной армянскими националистами. Более того, это и прямой намек на готовность вновь способствовать реанимации сепаратистских структур. Твит-то посвящен выделению 4 миллионов помощи переехавшим в Армению жителям Карабахского региона Азербайджана, американская чиновница могла бы просто рассказать о помощи и не влезать в политические оценки. Но она поступает с точностью до наоборот и вновь вставляет многозначительную отсылку к сепаратистским структурам объявляя - «с 2020 г. общая сумма гуманитарной помощи США на нужды НК составляет $28 млн».
Вы скажете, она просто гуманитарную помощь обещает переселенцам из Азербайджана. Да вот вспоминается недавняя еще история. Была на Шри-Ланке такая радикальная сепаратистская организация как «Тигры освобождения Тамил Илама», которую тамошнее правительство несколько раз пыталось добить. Каждый раз ее спасали именно под гуманитарными предлогами, через вмешательство тамильской диаспоры и вой гражданского общества. Все под аккомпанемент исключительно человеколюбивой риторики, и вновь на острове продолжалась бойня — пока катастрофическое цунами 2004 года не нанесло по «тиграм» удар, от которого они уже не оправились. Так что гуманитарная помощь тоже поддается опасным манипуляциям. Причем в случае USAID и само агентство не скрывает, что всегда занималось и занимается далеко не только гуманитарной помощью, но и вопросами безопасности — более того Пауэр недавно прилетала в Ереван, чтобы пообещать Пашиняну в том числе и военную помощь.
Это стоит помнить, анализируя твит Пауэр. В твите для лишних слов места нет. А потому текст Пауэр выглядит как концентрированная угроза саботировать мирный процесс в регионе.
Решение из ада
Автор скандального твита, впрочем, известна своим воинственным подходом к политическим вопросам. За ее милитаризм и призывы к использованию американской военной мощи — якобы для прекращения нарушений прав человека и геноцидов — американские СМИ обозвали ее как-то «брейниаком из Гарвардского университета» - по имени монстра, враждовавшего с Суперменом в популярных американских комиксах. Когда-то давно она написала книгу «Проблема из ада», удостоенную престижной Пулитцеровской премии, о «не предотвращенных Западом геноцидах» - типа резни в ходе югославской войны 1990-х. О том, что Запад способствовал развязыванию самой этой войны она, ясное дело, писать не стала. Такие геноциды она находила повсюду — разумеется, резню, учиненную армянскими националистами в 1990-х на Кавказе, она в эту категорию не включала — и сама себя потому иронично назвала как-то «геноцидной девчонкой» (genocide chick). А более взвешенные наблюдатели, проанализировав действия Пауэр, отметили, что в ответ на «проблему из ада» та предлагает «решение из ада».
Пауэр активно способствовала американскому военному вмешательству в Ливии, Сирии и Йемене якобы по гуманитарным соображениям. Последствия всюду были одинаково негуманитарны: на них вы можете любоваться до сих пор. Как метко заметила Ширин Аль-Адейми из вашингтонского Института Куинси, «эти интервенции можно назвать как угодно, но только не «гуманитарными»: они привели к резкому росту человеческих жертв, усугубили кризис беженцев, создали возможности для экстремистских группировок и привели к общему обострению и без того острых гражданских конфликтов».
Поэтому стоит присматриваться к словам и делам Пауэр — она не просто очередная чиновница в госадминистрации США, а дама с репутацией, известная сторонница деструктивной политики под мнимыми гуманитарными предлогами. Причем сейчас на нее следует обратить внимание особенно пристально. Она оказывала влияние на политику даже президента США Барака Обамы. Тот, как мы помним, был активен, инициативен и вполне в состоянии самостоятельно разбираться в делах своего правительства. А потому просто смел со стола первоначально навязанную ему Самантой идею «официального признания армянского геноцида», распознав в ней безумную глобальную тенденцию перекраивать историю политическими мерами и стравить Вашингтон с Анкарой. Армянские националисты обрушились затем на Пауэр за то, что она обещала (!) им это признание, но слова своего не сдержала.
Нынешний президент США Байден — полный антипод Обамы, и именно это дает Саманте новые возможности для влияния. Байден слаб на внутриполитической арене, с рейтингом на уровне Ельцина-95, его команда постоянно борется с финансовыми затруднениями и судебными исками, вдобавок она приняла сомнительное решение добиваться переизбрания и без того непопулярного Байдена на новый срок в будущем году. Те, кто помнит позднего Брежнева, сейчас испытывает ощущение дежавю, наблюдая за тем, как американскому президенту все тяжелее дается исполнение его самых элементарных служебных обязанностей.
В результате такой слабости Байдена даже на серьезные политические решения правительства США оказывают все большее влияние другие чиновники его администрации, в частности известная своей воинственностью Пауэр, что делает политику Белого дома еще менее прозрачной. И здесь следует вспомнить, что вышеупомянутый твит — не отдельный эпизод, а подтверждение, что позиция Пауэр в отношении вопросов Южного Кавказа не изменилась. Дело в том, что она и ранее четко занимала сторону армянских националистов и их стремления к экспансионизму. За примерами не надо далеко ходить — сразу же после начала финальной операции азербайджанской армии в сентябре она призвала Азербайджан «сохранять режим прекращения огня».
Как Варданян и Клуни спасали человечество
Такая позиция дополняется и ее интересными контактами, мы бы даже сказали «опасными связями» с реваншистскими кругами армянской диаспоры. Дело в том, что в 2018-2020 годах Пауэр была членом отборочной комиссии по вручению «премии «Аврора» за пробуждение гуманизма». Премия сия учреждена от имени «выживших жертв армянского геноцида» - странная попытка говорить от имени давно покойных, чтобы инструментализировать кровавые события времен Первой мировой войны, подчеркнув страдания одних, удалив страдания других и раскрасив все в свои политические цвета.
Задачи премии были понятны изначально — раздавая титулы и деньги, армянская диаспора пыталась найти в глобальном либеральном истеблишменте опору для спасения армянской государственности, которую диаспора своим расизмом и экспансионизмом завела в тупик еще на закате Советского Союза. На инаугурации известный российский олигарх Рубен Варданян настойчиво фотографировался на фоне киноактера Джорджа Клуни, и они вместе учили человечество нравственности и морали.
Саманта Пауэр подчеркивала свое личное отношение к основателям «гуманитарной инициативы Аврора», говоря о своем в ней участии: «Мои причины присоединиться к этой инициативе очевидны. Эти люди, основатели «Авроры» — Рубен [Варданян], Нубар [Афеян], Вартан [Григорян]… Если бы перед ними стояла задача разрешить сирийский кризис или установить мир на Ближнем Востоке, у нас сейчас не было бы этих проблем». Говорить, что Пауэр в конце 2010-х годов не знала, как в России наживались состояния, подобные варданяновскому, просто смешно. Но она продолжала вслед за Клуни рассуждать о благородных порывах и участвовать в этом предприятии Варданяна вплоть до своего назначения на нынешний пост, который предполагал отказ от общественной деятельности.
Здесь отчетливо видна серьезная проблема в системе принятия решений в США, да и в ряде других мировых держав. С одной стороны, они обладают вроде бы серьезными средствами для проведения в жизнь самых масштабных политических решений по всему миру. Но с другой, их политика зачастую оказывается под влиянием активистов из той или иной диаспоры, коммерческих лобби и просто коррумпированных дельцов.
Отношения США и Азербайджана — яркий тому пример. Вот мы видим, как орудовал Варданян, несмотря на свое очевидно мутное прошлое и настоящее, в среде американского истеблишмента и помогали ему почтенные джентльмены — крупный предприниматель Нубар Афеян и ныне покойный профессор-историк Вартан Григорян. Первый — из Ливана, второй — из Ирана. Они, как и многие представители армянской диаспоры, никогда не жили и не собирались жить в Армении, но именно они пытаются американскими руками воплотить в жизнь плоды своего воображения. От имени покойников они учат человечество жить, от имени реальной Армении, в которую ездят как туристы и «филантропы», они учат вашингтонский истеблишмент, как им обустроить Кавказ! В тени им способствуют интересы крупных корпораций, в частности занятых продажей энергоносителей и ВПК. Более открыто им помогают политики с сомнительными связями вроде Пауэр или другого приятеля армянских экстремистов, сенатора Боба Менендеса. В последнее время последним наконец вплотную занялись правоохранительные органы США, и кто-то из них, комментируя намедни расследование о коррупционных делишках Менендеса для СМИ, сострил — сенатор, мол, «продал свою душу за возможность вести тот образ жизни, который он финансово не мог себе позволить». В этот раз слабеющая администрация президента-демократа Байдена, видно, не сможет больше спасти своего однопартийца, которого не раз уже безуспешно пытались привлечь к ответственности за взяточничество, коррупционные связи с иностранными правительствами или попытку отмазать жену, убившую в 2018 году человека в автомобильной аварии.
Империалистический тупик
Манипуляции с политикой нынешней американской администрации в отношении Азербайджана (хотя и не только его) обнажают ее сомнительную сущность, имперское чванство, которое вредит и азербайджанскому, и армянскому, и американскому народам. Напомним, что злосчастной твит-заметке Саманты Пауэр предшествовали слушания 15 ноября в Конгрессе, которые ярко иллюстрируют абсурдный и нелогичный империализм американской политики в отношении мирного процесса на Южном Кавказе. На слушаниях помощник госсекретаря США шантажировал Азербайджан «приостановкой помощи» и требовал от азербайджанцев 1) фактически отказаться от создания Зангезурского коридора (поскольку предложенные им условия будут гарантированно использованы Ереваном, чтобы ничего не делать) и 2) отказаться от контактов с Ираном по вопросам транзита. В переводе с политического языка на человеческий Вашингтон потребовал от Баку отказаться от планов надежного соединения Нахчывана с остальной частью страны и от всех надежд на восстановление и полноценное развитие Южного Кавказа. В случае исполнения этих несуразных для любого суверенного государства требований американцы обещали присылать дальше «помощь».
Неудивительно, что после этого инцидента Баку отказался от очередного раунда переговоров о мирном договоре на американской площадке. Вот тогда-то на арену и вышла Саманта Пауэр. Но главной причиной американских нападок на азербайджанское правительство была и остается неготовность Баку согласиться на манипуляции с мирным договором.
Баку не просто так настаивает, что мир должен быть заключен на двусторонней основе. Это не означает диктата в стиле «горе побежденным», Баку уже не раз мог применить такой подход к Еревану, но не сделал этого. Чтобы мир на Кавказе был крепок и стабилен, он должен отражать реальное соотношение сил и интересов в регионе между договаривающимися сторонами. Участие же ангажированного посредника означает, что в мирном договоре будет отражено не соотношение сил и интересов договаривающихся сторон, а являть собой еще и результат влияния сторонних сил и отражать их интересы.
Даже если эти сторонние силы настроены благожелательно (что не факт, учитывая враждебные эскапады известных представителей американского истеблишмента по отношению к Азербайджану и Турции), это сомнительная затея в ситуации, когда страны в регионе никак не failed states с разваленными госструктурами, которым необходимы «голубые каски», чтобы строить мир. Сомнительна она уже хотя бы потому, что ни одна внешняя сила (мировая держава) не может обеспечить выполнение таких гарантий, особенно в отдаленном от их границ регионе — история с Будапештским меморандумом крайне показательна. Скажем даже больше — ни одна из них сама не застрахована от упадка. Даже «вечный Рим» стремительно пал в свое время несмотря на вроде бы бесспорную гегемонию. И история упадка Рима примечательна именно нарастанием неспособности его руководства к сотрудничеству с союзными неримскими силами — пренебрежительно именуемых варварами. Даже пресловутый Аттила и его гунны вовсе не собирались выступать против Рима, это Рим не оставил им выбора. Кстати, логика империализма была очень схожей, просто «авторитарный режим» переводился на язык древнеримского политика как «варварский», а «демократический» - как «цивилизованный». Закончилось это высокомерие известным образом.
Единственное надежное будущее для себя народы Южного Кавказа могут выстроить лишь сообща и без его привязки к гарантиям сверхдержав Запада или Востока. И для этих сверхдержав, в особенности претендентов на мировое господство из Вашингтона, пора бы понять, что их будущее также зависит от уважительного отношения к другим государствам и реалистичной политики, а не тех нелепых ультиматумов, которые мы услышали в последние недели от американской стороны. Не стоит играть в «незаменимую нацию», чье якобы уникальное демократическое устройство дает ей право не просто поучать других, но и нападать на них или хотя бы пытаться устроить в них «демократические перемены», «майданы» и т.п.