28 пунктов и украинская дилемма Экспертные мнения на Caliber.Az
Едва ли не главной темой международной повестки уходящей недели стал так называемый мирный план США по урегулированию российско-украинской войны.

Уже опубликованы 28 пунктов этого плана — документа, который, по данным украинских и западных СМИ, обсуждается с Соединёнными Штатами в режиме повышенной секретности.
План из 28 пунктов, разработанный представителями американской и российской администраций, предусматривает, что Украина должна отказаться от значительных территорий, включая земли, которые в настоящее время контролируются Киевом.
Документ также содержит другие масштабные уступки Москве, в частности запрещает любое возможное членство Украины в НАТО в будущем.
Президент Украины Владимир Зеленский может провести телефонный разговор с американским коллегой Дональдом Трампом по поводу «мирного плана» урегулирования российско-украинской войны на следующей неделе.
Sky News со ссылкой на источники в ЕС сообщает, что идея переговоров возникла после того, как Зеленский заявил о готовности обсудить проект плана с Трампом.
Сообщается, что перед этим украинский лидер проконсультируется с лидерами Великобритании, Франции, Италии и Германии.
Между тем, как пишет Financial Times, США ожидают, что Зеленский подпишет соглашение до 27 ноября. Затем документ передадут российской стороне, а весь процесс предполагается завершить до начала декабря.
Могут ли стороны согласиться принять и подписать этот документ? Пойдут ли они на это, учитывая, что этот план способен хотя бы остановить ежедневный поток гибели людей, потому что установится режим прекращения огня?
Ответить на эти вопросы по просьбе Caliber.Az взялись известные зарубежные эксперты.

Российский политолог, социолог, руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев считает, что перспективы подписания такого соглашения сегодня достаточно высокие.
«Потому что здесь вопрос стоит уже не только о прекращении атак и прекращении гибели людей. Речь идёт, конечно, о персональных интересах президента Зеленского — в условиях скандала, в условиях, когда, очевидно, Соединённые Штаты грозили ему преследованием за коррупционные схемы, когда он лишается поддержки среди представителей своей фракции в парламенте. И в целом, на фоне вот этой ситуации во внутриполитической жизни Украины и, естественно, не слишком удачной ситуации на фронте, я думаю, что Зеленский станет намного сговорчивее. И вполне возможно, что с небольшими изменениями это соглашение им будет подписано», — допускает эксперт.
Что касается того, что произойдёт дальше, это, конечно, большая проблема, говорит он, потому что, по его мнению, такое соглашение для Украины имеет катастрофические последствия.
«Если будет заключён мир, наверняка серьёзно будут пересмотрены все программы помощи, в том числе экономические. Я, конечно, не думаю, что Украина достаточно успешно сможет далее интегрироваться в Европу и в целом переживёт какой-то серьёзный экономический подъём. Скорее всего, это будет очень тяжёлый период для украинской государственности, если действительно эти условия будут приняты. Но вероятность, ещё раз повторю, их принятия сегодня выше, чем когда бы то ни было прежде. И именно потому, что здесь стоят вопросы не геополитики, не гуманизма, а чисто личные интересы украинской верхушки. Они затронуты сегодня как никогда раньше», — подчеркнул Иноземцев.

Директор Центра политических исследований «Пента» (Украина) Володимир Фесенко считает, что украинцы не могут сказать «нет» этому «мирному плану».
«Иначе в глазах Трампа и его администрации мы можем выглядеть как сторона, не желающая прекращать войну. Мы можем испортить остатки партнёрских отношений с США, усложнить, а то и сорвать процесс закупки американского оружия для Украины, поставить под вопрос предоставление Украине спутниковой и разведывательной информации, что крайне важно для нашей обороны.
Вместе с тем мы не можем сказать «да» большинству пунктов этого плана. В противном случае это будет выглядеть как фактическая капитуляция перед врагом. И это не гарантирует реального и полноценного прекращения войны. Напротив, будет велик риск возникновения новых и более опасных политических и военных проблем.
Что тогда делать? Если отвечать коротко — маневрировать и пытаться изменить (хотя бы отчасти, в наиболее принципиальных вопросах) содержание этого плана. Собственно, это сейчас и происходит», — отметил исследователь.
По его словам, президент Зеленский заявил о готовности обсуждать этот план, о готовности к мирным переговорам, но одновременно — о «достойном мире: чтобы условия были с уважением к нашей независимости, нашему суверенитету, к достоинству украинского народа».
«Ещё одна показательная цитата: «Мы договорились, что команды будут работать над этими предложениями — чтобы это было по-настоящему. Мы не будем делать резких заявлений и настроены на чёткую, честную работу — Украина, Соединённые Штаты и наши друзья и партнёры в Европе и мире»».
«У нас уже был опыт трудных, драматических и многораундовых переговоров, когда США на нас давили и жёстко принуждали к выполнению неприемлемых требований. Но в конце концов удалось выйти на компромиссный вариант договорённостей, вполне приемлемый для нас. Речь идёт о ресурсном соглашении с США. Сейчас нужно сделать примерно то же самое.
Очень нужна в ближайшее время чёткая, жёсткая и общая позиция европейских партнёров Украины по этому вопросу. Тем более что в «мирном плане» Уиткоффа–Дмитриева есть несколько пунктов, напрямую касающихся Европы. Целесообразным может быть новый групповой визит в Вашингтон (президента Зеленского вместе с европейскими лидерами). В августе это позволило нейтрализовать негативные последствия встречи Трампа с Путиным в Анкоридже.
Происходящее сейчас — это не развязка и не финал, это завязка новой истории. Единственное, что можно сказать сейчас: нас ожидают очень драматические переговоры в треугольнике США – Украина – Европа, а затем и с Россией. Быстрого результата не будет — ни катастрофы, ни хэппи-энда. Переговоры начнутся, а вот окончания войны в ближайшее время ожидать не стоит», — полагает Фесенко.







