«С Грузией ЕС поступил несправедливо и цинично» Реваз Киласония в гостях у Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с грузинским экспертом в сфере международных отношений, политологом Ревазом Киласония.
- Итак, Евросоюз предоставил статус кандидата Молдове и Украине, а вот Грузии сообщили, что ей надо урегулировать определенные проблемы. Как вы думаете, почему ЕС поступил подобным образом?
- Считаю, что решение ЕС в отношении Грузии крайне несправедливо и чрезвычайно цинично. В течение долгих лет Грузия была самым главным стратегическим партнёром Запада в регионе. По крайней мере так утверждали наши западные партнёры, пока недавним утром не указали нам на дверь.
Причем наше с ними партнёрство особенно ярко выряжалось в военно-политических и социальных сферах. Следует отметить участие грузинских военных в миротворческих миссиях под эгидой НАТО. Также был подписан ряд договорённостей с ЕС и приняты обязательства проводить реформы в разных сферах. И они весьма успешно проводились.
Даже согласно самим западными организациям, по всем показателям Грузия опережала обе страны, которые получили статус кандидата в члены ЕС. Например, согласно проекту Всемирного банка, показателю так называемого Doing Busieness, в 2020 году Грузия находилась на 7-м месте, тогда как Молдова на 54-м, а Украина – на 68-м. То есть по чисто техническим показателям, если учесть требования ЕС, Грузия была значительно впереди. Но решение, судя по всему, принималось на основе политических мотивов, которым, как оказалось, Грузия не соответствовала.
- А может, Брюссель таким образом наказал Грузию за то, что она не открыла второй фронт в поддержку Украины?
- Как я уже говорил, решение было чисто политическим. Предположение, что главной его причиной стало «не открывают второй фронт», не лишено смысла. Например, высокопоставленные лица, правительство Украины прямо и косвенно призывали Грузию открыть второй фронт. Это все видели и слышали. Однако причиной отказа в статусе кандидата в ЕС может быть и тот факт, что Тбилиси в интересах государства не присоединился к экономическим санкциям против России. Между тем к этим санкциям не присоединились Турция (член НАТО), Азербайджан, Армения и даже некоторые страны ЕС. И тогда вопрос - что даст Западу второй фронт?! Существует мнение, что Запад просто хотел показать всему миру, что «злая Россия воюет не только с одним соседом, а с другими тоже». И я тоже разделяю эту точку зрения.
- А если бы у власти был Саакашвили, дал бы ЕС статус кандидата Грузии?
- Вопрос спорный, может бы и дал, потому что он всегда считался отличным исполнителем директив Запада. Но если так, то какой ценой?! По сути, выходит, что Грузия бы получила этот статус, если бы открыла второй фронт, хотя это и стало бы трагедией для Грузии. А что касается самого статуса, то он имеет только политический, причем чисто символический характер и не предполагает никаких преимуществ. Например, у Турции такой статус аж с 1999 года. Так что не думаю, что было бы разумно жертвовать интересами страны и населения ради такого символического положения.
- Умерится ли, по-вашему, теперь стремление Грузии оказаться членом ЕС?
- Придерживаюсь точки зрения, что никакого реального основания, чтобы Грузия когда-нибудь присоединилась к ЕС, нет и не было. Это очень ясно подтверждает сделанное на днях заявление президента Франции Эммануэля Макрона: «Грузия, Азербайджан и Армения находятся в другом географическом и геополитическом месте». То есть он признал, что для Запада главное - геополитические реалии и что «прозападные стремления этих стран в евро-атлантические структуры» являются только предлогом для Запада, чтобы укреплять свои геополитические интересы в регионе.
- Как этот момент повлияет на отношения Грузии с Западом?
- Думаю, что несмотря на нынешние политические разногласия между Западом и Грузией, с чисто стратегической точки зрения Европе невыгодно сейчас полностью отказаться от нашей страны, потому что она, по сути, остается ее единственным стратегическим партнером в регионе. Так что маловероятно, что отношения резко изменятся.
- Каковы ваши ожидания от проходящего в Мадриде саммита НАТО?
- Что касается саммита НАТО, то у меня нет каких-то особых ожиданий. Скорей всего, саммит будет иметь политический характер, типа Запад все еще един, для чего на мероприятие приглашены даже страны, не являющиеся членами НАТО, например, Грузия. Никто и не ждет, что будут обсуждаться конкретные вопросы, например, о передаче Плана действий членства (MAP) тем странам, которые являются партнёрами, но до сих пор ещё не в НАТО.
- Почему, на ваш взгляд, в последнее время в грузинском экспертном сообществе наблюдается рост пророссийских настроений?
- Честно сказать, я такого не замечал, но если это есть, то значит имеются и причины. И мы о них уже говорили.
- Как вы считаете, Грузии стоит двигаться на Запад или ей надо обратить свой взор на Восток, в сторону Азербайджана и Турции?
- Мое мнение, что Грузия не должна перемещаться от одной стороны к другой. Внешняя политика страны не может быть направлена только в одну сторону. Всегда должна быть альтернатива, чтобы сбалансировать интересы тех сил, которые пытаются навязывать свои интересы. Только так можно укреплять суверенность и независимость страны. Однако хорошо, если бы внешняя политика Грузии стала более гибкой, эластичной и ситуационной, без каких-либо идеологических предпосылок.