Армяно-российские отношения застряли в «Верхнем Ларсе» Калачев, Апхаидзе и Митрахович на Caliber.Az
Проблемы с большим числом армянских фур, застрявших на таможенном пункте «Верхний Ларс» на границе Грузии и России, очень быстро превратились в сюжет чуть ли не политического скандала. В Ереване уже начали по-своему интерпретировать происходящее.
Так, по мнению депутата фракции «Армения» Артура Хачатряна, «ситуация, созданная на КПП «Верхний Ларс», связана с нынешней напряженностью в армяно-российских отношениях».
«Я не исключаю, что этот шаг России был определенным посланием. Роспотребнадзор и Россельхознадзор не только контролируют рынок, но также являются политическим фактором. Очевидно, что, сколько бы Пашинян ни говорил, ссылаясь на его отношения с Путиным и его высказывания, отношения очень напряженные, и это не может не влиять на общественные настроения», - заявил армянский депутат.
Между тем армянские СМИ пишут и о якобы имеющих место конкретных запретах со стороны России. В частности, грузовые автомобили компании «Роз Филд», экспортирующей из Армении розы, уже пятый день стоят на пропускном пункте в Ларсе, потому что не могут пройти российский фитосанитарный контроль.
Что же происходит в действительности? Армянские фуры не могут попасть в Россию в силу сложных погодных условий или российская сторона таким образом наказывает поглядывающую в сторону Запада Армению? Ответить на этот вопрос редакция Caliber.Az попросила зарубежных экспертов.
Как отметил российский политтехнолог и аналитик Константин Калачев, пафос армянского депутата Хачатряна понятен, мол, скоро лишимся выгод от экономических отношений с РФ и во всем виноват Пашинян.
«На мой взгляд, депутат Национального Собрания РА от оппозиционной фракции «Армения» Артур Хачатрян ведет свою политическую борьбу с премьер-министром страны.
Что касается ситуации с пробкой на КПП «Верхний Ларс», проблема все-таки в погодных условиях. Но, вспоминая отдельные особенности отношений РФ с союзниками и партнерами, ожидать можно всего. Тут нет ничего нового. Можно напомнить, как с прилавков пропадала белорусская «молочка» и т.д. Такие послания были, почему бы им не повториться, если руководство РФ решит, что в отношениях с Западом Армения переходит «красные линии»?», - заметил К.Калачев.
По мнению грузинского политолога, директора Центра исламских исследований Кавказа, эксперта Финансового Университета при правительстве РФ Шота Апхаидзе, контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс» часто работает в экстремальном режиме, что связано с тем, что он находится в узком ущелье и просто не справляется с объемом грузов.
«Проблема с пропускной способностью «Верхнего Ларса» волнует не только Армению, но и все страны региона, а также Турцию, Иран, Казахстан и другие.
Что касается заявления армянского депутата, я думаю, что это не совсем разумное высказывание, даже, возможно, некомпетентное. Проблемы с логистикой в связи с погодными условиями на «Верхнем Ларсе» – известное явление. Иногда, при особенно жестких погодных условиях, Верхний Ларс может даже закрыться на несколько дней», - подчеркнул политолог.
Поэтому, по его словам, есть планы расширить «Верхний Ларс», потому что проблема крайне актуальная. Но мнение о том, что Россия создает какие-то искусственные барьеры для прохода грузов, по его мнению, не выдерживают критики.
«Зачем России создавать такие препоны, задерживать армянские фуры, когда вместе с ними на границе застревают и российские грузы, иранские, китайские и многие другие? И не случайно, что именно китайские компании взялись за улучшение пропускной способности «Верхнего Ларса», они в этом очень заинтересованы. Так что это больше политически мотивированное заявление, чем реальность», - заметил Ш. Апкаидзе.
Также, по его словам, никак не может быть причастна к этому и Грузия, хотя иногда звучат и такие обвинения в ее адрес.
«Никто не притесняет Армению, напротив, весь сегодняшний оборот Армении, подъем ее экономики существует за счет России. Парадокс как раз-таки в том, что в то время, как Армения идет на разрыв военно-политических связей с Россией, вся ее экономика зависит от Москвы», - уверен Шота Апхаидзе.
По словам российского политолога, эксперта Фонда национальной энергетической безопасности, научного сотрудника Финансового университета при правительстве РФ Станислава Митраховича, у него нет детальной информации по поводу конкретных армянских фур, которые никак не могут попасть в Россию, но при этом отметил, что дистанцирование Армении от России не может не влиять на торговые отношения двух стран.
«Когда в Ереване звучат заявления о том, что Армения может покинуть интеграционные механизмы на постсоветском пространстве, созданные при российском лидерстве, по российской инициативе, предположить, что при этом не пострадает торговля, лично мне сложно. Наверное, надо такие вопросы решать не только за счет технических договоренностей, обсуждать фитосанитарный контроль, а вообще решать вопрос глобально – Армения собирается оставаться в ЕАЭС или нет? Собирается ли разрывать и многие другие договоренности в области совместной интеграции или нет? Вот в зависимости от ответа на этот вопрос и будут видны тенденции в области торговли», - резюмировал С. Митрахович.