twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2025. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Азербайджанская Realpolitik: суверенитет, регионализм, равноправие Аналитика Сергея Богдана

13 Апреля 2025 16:00

На этой неделе в Баку прошел международный форум с красноречивым названием «К новому миропорядку». В отличие от многих других стран, Азербайджан не обнулил результаты последнего века в идеологическом угаре, а продолжил развиваться, опираясь на них. И потому сегодня его руководство говорит о перспективах развития страны, региона и мира, основываясь на новых весомых достижениях. В среду президент Ильхам Алиев побеседовал с участниками форума. 

Давить на Баку уже не получится

Глава страны более двух часов отвечал на вопросы участников форума, но красной нитью в ответах Ильхама Алиева проступал ряд фундаментальных концепций. Они звучали при обсуждении различных вопросов и в разных контекстах, отображая единую идейную основу политики азербайджанского правительства.

Важнейшей концепцией в выступлении лидера страны был акцент на суверенитете. Его можно сформулировать, как реальное право граждан страны (и только их) решать, каким должно быть государство, гражданами которого они и являются, а также их (и только их) право оценивать результаты работы правительства страны. Азербайджан отстаивает принцип уважения суверенитета и стремится поддерживать суверенные права других. Президент Алиев остановился на этом вопросе, говоря о попытках европейского либерального истеблишмента организовать майдан в Тбилиси:

«Отношение Еврокомиссии к внутренним процессам в Грузии абсолютно неприемлемо. Так ведут себя колонизаторы. Они пытаются рассматривать волю грузинского народа с позиций колониального прошлого. Это абсолютно неприемлемо, и народ Грузии знает, что мы с ними, и правительство Грузии знает. Внутренние проблемы Грузии должны решаться грузинским народом, а не бюрократами из Брюсселя. Поэтому, учитывая все это, нам нужно укреплять партнерство между Грузией и Азербайджаном». 

Президент затронул вопросы суверенитета и в применении к выборам, напомнив о попытках западных структур вмешаться в выборы используя СМИ и компрадорскую оппозицию еще в начале 2000-х: «Мы были немного наивны и даже не могли себе представить, что те, кто улыбался нам в лицо, хочет нанести нам удар в спину. Мы на самом деле не полностью контролировали эти финансовые потоки. И именно поэтому такие печально известные институты, как Национальный демократический институт, на самом деле замышляли здесь государственный переворот. Все это было выявлено... Мы прошли через все это, в том числе попытки устроить здесь в 2005 году «оранжевую революцию» под эгидой Госдепа США. Мы все помним и никогда не забудем».

Отказ от участия в работе якобы международных, а на самом деле подконтрольных мировым державам структур, отказывающих Азербайджану в равноправии, или пытающихся вмешаться в его внутренние дела — еще один пример реализации понятия суверенитета на деле. Алиев привел несколько таких примеров — от ОБСЕ и ПАСЕ до Европейского суда по правам человека.

Надавить на Баку и ограничить азербайджанский суверенитет у транснационального либерального истеблишмента не получается, поскольку руководство страны устранило для этого основные предпосылки. Во-первых, создав серьезную экономическую основу государственности. Как отметил глава государства, «Азербайджан уже давно практически полностью избавился от зависимости от международных финансовых институтов. Мы прекратили сотрудничество с МВФ вскоре после моего первого избрания на пост президента. С другими финансовыми организациями мы либо полностью закрыли кредитные портфели, либо близки к этому. Наш внешний долг составляет немногим более 5 млрд долларов. Это менее 7% ВВП, что свидетельствует о том, что мы не нуждаемся в заемных средствах».

Во-вторых, надавить не удается, поскольку в Азербайджане есть функционирующее государство, включая силовые структуры. В ходе беседы президент сравнил состояние вооруженных сил в Азербайджане и Армении: «Уровень дисциплины в азербайджанской армии общеизвестен. Мы остановились на окраине Ханкенди по одному приказу Верховного главнокомандующего». И напротив, слабое армянское государство, который год вроде бы насаждающее идеологию воинственного национализма, на деле неспособно даже на военную мобилизацию: «Дисциплина в армянской армии очень низкая. Из-за нехватки человеческих ресурсов в Армении они набирали людей, которые никогда не служили в армии, или, может, служили 30 лет назад, гражданских лиц, т. н. военизированные группы, группы ветеранов и людей, которые не служат в регулярной армии».

Сегодня — крепкое государство, завтра — мирный и интегрированный Южный Кавказ

Второй важной концепцией в дискурсе Алиева была идея южнокавказского региона как идея мирного будущего. Она логически связана с концепцией суверенитета: укрепив свои права на своей земле, азербайджанцы совместно со всеми другими народами региона могут построить и более интегрированный Южный Кавказ как воплощение их коллективной воли. Интересно, что президент отнес эту задачу к числу среднесрочных, и повторил в этой связи, что все тормозит отсутствие мирного договора с Арменией и не надо терять времени в удалении экспансионистских претензий из армянской Конституции. Уроки истории уже очевидны: «Оккупация Арменией территорий Азербайджана не позволила Южному Кавказу развиваться как более или менее интегрированному региону. У нас были все шансы для этого».

Чуть позже президент предостерег от поспешных ожиданий: «Мы знаем, что в Армении есть довольно сильные реваншистские группировки. Я бы разделил их на две части: активные реваншисты, те, кто несет ответственность за 30 лет оккупации, и пассивные реваншисты - сегодняшнее правительство, которое пытается продемонстрировать т. н. конструктивный подход, но на деле живет с теми же чувствами реванша и мести [...] в политическом истеблишменте Армении по вопросу Азербайджана раскола нет. Он консолидирован. Это просто вопрос лексики, вопрос поведения и вопрос тактики. Поэтому мы должны быть готовы к этому и с военной точки зрения, и с политической». Тем не менее, тщательно формулируя свои мысли насчет интеграции Южного Кавказа, Алиев подчеркивал, что Армения не исключается из этого процесса, и сотрудничество может начаться сразу после подписания мирного договора. Судя по его словам, руководство страны уже думает о возможности сотрудничества с Ереваном в практической плоскости, поскольку, сказав о возможном осторожном выстраивании более здоровых отношений между двумя странами, президент сразу же предложил некоторые идеи, как это может быть сделано в разных областях: от культуры до экологии.

В Баку видят мирный договор как начало процесса внутрирегиональной интеграции, а не конечную цель. И в этой связи азербайджанская сторона давно стремится сократить потенциальные препятствия на пути нормализации отношений после и без того тяжелейшего периода агрессии в отношении Азербайджана со стороны армянских националистов. Даже говоря о военных операциях, президент Алиев подчеркивал внимание к минимальным жертвам среди гражданского населения, стремление минимизировать сами боевые действия — указывая, что в 2020 году азербайджанская армия легко могла сокрушить остатки сепаратистов. Но, по словам Алиева, «мы остановили нашу военную операцию на окраине Ханкенди. Мы не хотели, чтобы война продолжалась, потому что не хотели, чтобы люди умирали. Мы хотели сделать это мирно. Если бы мы хотели продолжить, мы были как раз на границе с Арменией, везде - в Зангилане, в Кяльбаджаре, на других направлениях. Армянская армия была полностью деморализована». Вопреки пропаганде армянских реваншистов, азербайджанская армия не стремилась к захватам, а ставила перед собой цель восстановить территориальную целостность своей страны с минимальными человеческими жертвами, особенно среди гражданского населения. В 2023 году в определенном смысле ситуация повторилась.

Впрочем, новый интегрированный Южный Кавказ уже обрел зримые очертания и без Армении, благодаря азербайджано-грузинскому сближению. Как отметил президент, «с самого начала Грузия и Азербайджан демонстрировали очень высокий уровень взаимопонимания, партнерства и дружбы, нам фактически удалось превратить регион Южного Кавказа в стратегически важный. Это именно наша заслуга - заслуга Грузии и Азербайджана. Расположенные между двумя морями, Каспийским и Черным, мы являемся вратами друг для друга, открывающими путь к разным регионам и континентам».

Как видим, в контексте строительства нового Южного Кавказа особо проговаривается его создание именно самими народами региона, что сделает его жизнеспособным вне зависимости от глобальных катаклизмов. Отсюда проистекает и принцип отказа от посреднических услуг внешних игроков в урегулировании споров, не говоря уже об отказе от втягивания внешних сил в конфликты на Южном Кавказе. По словам президента, «нужно рассматривать возможности Южного Кавказа, и устанавливать связи без какого-либо посредника. [...] У нас были эти посредники в течение 28 лет – пресловутая Минская группа ОБСЕ, единственной целью которой было закрепить оккупацию и передать Карабах Армении. И теперь, когда мы слышим о ком-то, кто хочет содействовать, мы немного беспокоимся. Так что давайте сделаем это сами. Мы живем здесь, в регионе. Мы в Азербайджане хотим иметь добрососедские отношения с европейскими институтами, в первую очередь с Еврокомиссией, но не за счет наших интересов, не за счет их постоянных попыток вмешиваться в наши внутренние дела, финансировать разные сегменты нашего общества, промывать мозги нашему молодому поколению, отравлять мозги некоторым людям в нашем регионе. Вот таким мы хотим видеть Южный Кавказ».

Сильное государство — открытая страна

Третьей важной концептуальной рамкой политики Ильхама Алиева выглядит идея строительства страны, открытой к равноправному сотрудничеству, даже с более отдаленными странами. Отвечая на вопрос южноафриканского участника форума, глава страны указал, «за все эти годы оккупации главным приоритетом нашей внешней политики было восстановление территориальной целостности. Все наши усилия имели конечную цель – восстановить суверенитет и территориальную целостность. Именно поэтому многие другие важные вопросы нашей потенциальной внешнеполитической повестки дня были отодвинуты на второй план, и это понятно, ведь это была национальная идея азербайджанского народа и азербайджанского государства. Теперь, когда этот вопрос решен, у нас гораздо больше времени и возможностей для построения более крепких отношений со странами, которые мы считаем дружественными».

Баку не собирается отказываться от сотрудничества с кем-либо в угоду третьим странам. Президент подчеркнул необходимость взаимодействия с самыми разными сторонами, особенно странами ЕС, Китаем, Ираном, а также глобальным Югом. В нынешних условиях разрушения коммуникаций посреди Евразии вследствие конфликта между коллективным Западом с одной стороны и РФ и Ираном с другой, положение Азербайджана серьезно изменилось, и президент дал понять, что новые возможности сопряжены с новыми рисками, сказав: «Мы осведомлены о большом интересе Запада, будь то ЕС, США или международные институты, к Центральной Азии. Конечно, планируя долгосрочное сотрудничество с этим регионом, достаточно посмотреть на карту, чтобы понять, что обойти стороной Азербайджан не получится. Хотя в Европе есть и те, кто предпочел бы отделить Азербайджан не только от этого процесса, но и провести разделительные линии на Кавказе, особенно на Южном Кавказе». Он, вероятно имел в виду высказывание высшей чиновницы ЕС фон дер Ляйен на самаркандском саммите, где она принялась рассуждать об открытии границ Армении. Об этом инциденте Алиев высказался позже, отвечая на вопрос грузинского участника: «Мы только и слышим призывы открыть границу между Турцией и Арменией, между Арменией и Азербайджаном. Какое отношение Европа имеет к этому? Отношения между Турцией и Арменией, между Азербайджаном и Арменией не являются их делом. Чем дальше Европейский Союз от этих вопросов, тем лучше для всех».

Азербайджанское государство просто обязано быть сильным в новых условиях, чтобы дать отпор не только интригам, но и попыткам навязывать Баку несправедливые условия в отношениях. Алиев рассказал: «Сейчас Европейский Союз хочет больше газа из Азербайджана. В связи с этим в июле 2022 года Азербайджан посетила председатель Еврокомиссии госпожа Урсула фон дер Ляйен. В то время Европейский Союз был очень обеспокоен поставками газа, и мы тогда подписали декларацию о стратегическом партнерстве в энергетической сфере. И с тех пор, основываясь на запросе Европейской комиссии, мы увеличили поставки газа в Европу почти на 60%, с восьми млрд кубометров в 2021 году до почти 13 млрд кубометров в 2024 году». Фактически Баку уберег ЕС от серьезные проблем, но сейчас, хотя ЕС вновь хочет увеличить закупки, он не вкладывается в соответствующую транспортную инфраструктуру и не берет на себя более долгосрочные обязательства, сбрасывая таким образом все риски на Азербайджан. 

Особо президент Алиев остановился на многостороннем сотрудничестве с рядом международных организаций – от Движения неприсоединения до Организации тюркских государств (ОТГ) и сотрудничества по линии ООН в области борьбы с изменением климата. В частности, Азербайджан добился сильных позиций в Движении неприсоединения, и срок его председательства был единогласно продлен до четырех лет, завершившись в прошлом году — такое случилось впервые в истории организации. Блестящие результаты были получены и в области международного климатического сотрудничества — именно благодаря лидерской роли азербайджанского правительства, организовавшего недавний саммит СОР29, финансирование глобальных программ по борьбе с изменением климата и его последствиями было утроено до 300 млрд долларов США, несмотря на все мрачные прогнозы, что в условиях международной политической конфронтации сделать этого не удастся. Кроме того, напомнил Алиев, «во время СОР еще одним важным достижением стало соглашение о создании функционального рынка квот на углеродные выбросы. Этот вопрос оставался несогласованным на протяжении по крайней мере десяти лет. Он был согласован в Азербайджане благодаря нашему председательству, благодаря доверию к нам».

Весьма перспективным является и сотрудничество в рамках Организации тюркских государств. Причем, как можно судить по словам главы государства, в Баку отмечают не только культурное наследие, которое сближает соответствующие страны, но и весомые материальные факторы, способствующие сотрудничеству в рамках ОТГ. В частности, речь идет о важнейших континентальных транзитных путях на пути из Европы в Восточную и Южную Азию, которые контролируются членами ОТГ, а также их важнейших природных ресурсах. При этом, учитывая нарастающие в мире империалистические аппетиты мировых игроков (к примеру, ЕС и КНР заинтересованы в маршрутах «Запад-Восток», РФ и ИРИ — «Север-Юг»), они непременно попытаются вмешаться в дела государств-членов ОТГ, дабы обеспечить свои интересы или же помешать соперникам реализовать их амбиции. Вероятно, именно в этом ключе и следует понимать упоминание президентом Алиевым военной мощи стран ОТГ, в особенности Турции и Азербайджана, которые способны сыграть важную роль в пресечении таких посягательств на суверенитет государств ОТГ.

Кому «тяжела шапка Мономаха»

Кто-то, прочтя наше резюме высказываний главы страны, скажет: суверенитет, региональное сотрудничество и открытость миру — что в этом особенного? Но в том-то и дело, что эти императивы ответственной политики, основанные на соображениях здравого смысла, в последние десятилетия все чаще оказывались подменены идеологизированной псевдолиберальной риторикой, политизированной экзальтацией и стремлением поскорее избавиться от суверенитета и необходимости принимать трудные решения.

Сегодня мы наблюдаем, как масса европейских политических лидеров от Урсулы до Макрона машут кулаками Вашингтону, но не способны проводить самостоятельный политический курс без США. Они фактически давно передали часть своей ответственности транснациональным политическим структурам, а также США, вокруг которых эти транснациональные структуры и выстроены. Немецкий философ Карл Шмитт в свое время отметил, что суверенен лишь тот, кто способен выйти за рамки легализма и объявить о чрезвычайном положении, начать волевые действия. И сегодня мы предельно четко увидели, что большая часть стран коллективного Запада, в частности в ЕС, не суверенна.

Утеряна, увы, и другая важная идея, о которой говорит президент Алиев - идея абсолютной самоценности региона для внешней политики каждой суверенной страны. То, о чем была сложена пословица - близкий сосед важнее дальнего родственника. Мы также наблюдаем, как множество стран мира — от Армении до Польши - вместо поиска путей сотрудничества или хотя бы мирного сосуществования с соседями в своих регионах, также пытаются их игнорировать и демонизировать, полагаясь на внешних игроков как покровителей и делая ставку даже на ввод иностранных войск на собственную территорию.

Иными словами, императив суверенитета, регионализма и открытости миру как основа политики Азербайджана — пример ответственного отношения к судьбе своей страны и региона. Именно следуя такой политике, правительство президента Алиева не только восстановило территориальную целостность своей страны, но и приблизило регион к миру, попутно ограничив вмешательство внешних игроков в дела региона. В этом строительстве нового Южного Кавказа с ним в последние годы солидарна и Грузия, правительство которой исповедует схожие принципы. И это закономерно, поскольку для Баку речь идет об инклюзивном сотрудничестве, а не о гегемонизме. 

Caliber.Az
Взгляды и мнения, выраженные гостевыми колумнистами в своих авторских статьях, могут отличаться от позиции редакции и не всегда отражают её взгляды.
Просмотров: 1068

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
ads
Cамые читаемые
1

Новая жизнь бакинского озера – бульвар с видом на море Грандиозные метаморфозы унылого пейзажа / ФОТО / КАРТА изменений

7692
14 Апреля 2025 11:50
2

Архитектурное наследие Муртузы Мухтарова. Часть II Экскурс в историю на Caliber.Az / ФОТО

1636
13 Апреля 2025 10:04
3

Пашинян болтает, Азербайджан ждет действий Без выполнения условий Баку мирного договора не будет

1486
14 Апреля 2025 15:47
4

Сильные землетрясения охватили Азию и Океанию в течение нескольких часов ОБНОВЛЕНО

1428
13 Апреля 2025 14:59
5

Курс Алиева, челнок Уиткоффа и инициатива Пезешкиана «События» с Мурадом Абиевым

1404
12 Апреля 2025 19:47
6

Путь Турции и Пакистана Эволюция отношений

1313
13 Апреля 2025 12:38
7

Сборная Азербайджана по греко-римской борьбе стала чемпионом Европы

1286
14 Апреля 2025 00:18
8

«Армении необходимо изменить Конституцию» ГЛАВА МИД АЗЕРБАЙДЖАНА АГЕНТСТВУ «АНАДОЛУ»

1255
13 Апреля 2025 13:53
9

Политическая агония Осканяна Вердян и Шафиев на Caliber.Az

1244
14 Апреля 2025 13:13
10

Стабильность против управляемого хаоса Цена обещаниям Запада

1202
12 Апреля 2025 17:54
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading