Больше, чем оружейная сделка: Турция наращивает военную мощь Обзор Шерешевского
Турция заказала в США 120 самолетов F-16 в новейшей модификации «блок 70». ВВС страны получат 40 новых самолетов и 80 комплектов модернизации старых моделей до соответствующего уровня. Однако сделка стоимостью 23 млрд долларов преследует множество целей, помимо наращивания военной мощи.
В общей сложности Турция располагает 240 самолетами F-16 устаревших моделей (блок 30, блок 40, блок 50). Треть этих самолетов будет модернизирована благодаря заказу, размещенному в США. Также Анкара намерена модернизировать самостоятельно старые версии этого самолета, находящиеся у нее на вооружении, до такого же уровня, но с помощью собственных технологий. Турецкие специалисты рассчитывают на то, что, получив доступ к американским новейшим технологиям, они смогут сравнить их со своими разработками и добиться в итоге определенных преимуществ. Абдулла Бекчи, инженер и специалист по оборонной индустрии, утверждает, что собственно турецкая модель модернизированного F-16 (ей уже придумали название — Ozgur) и модернизированный американцами F-16 до уровня блок 70 (его называют Viper) станут дополнять друг друга. По словам Бекчи, который дал интервью международному изданию «Аль-Монитор», «можно будет сравнить Ozgur и Viper, определить их относительные преимущества и недостатки и разработать соответствующую стратегию, причем благодаря техническим данным, полученным в результате этого сравнения, конфигурация Ozgur может быть усовершенствована».
Эти слова можно понять так, что Турция получит доступ к новым американским разработкам и постарается использовать их для развития собственного ВПК. В будущем страна намерена производить национальный боевой самолет пятого поколения MMU Kaan. Возможно, он появится до 2030 г. Модернизация F-16 стала промежуточным этапом на пути создания этого самолета. Турция наращивает возможности не только своих ВВС, но и оборонной промышленности.
Другой проект в рамках сделки по F-16 связан с предложением Турции разместить часть производства новых самолетов на ее собственных военных заводах. По словам турецких специалистов, если США дадут согласие, это станет дополнительным толчком для развития местной промышленности.
Турция стремительно развивает свою оборонную индустрию. Например, турецкий экспорт оружия вырос в прошлом году на 22 процента. Целью правительства Эрдогана является создание самодостаточной оружейной экосистемы. Сделка по F-16 рассматривается как один из этапов движения в указанном направлении. В настоящее время турецкая оборонка сильно зависит от иностранных компонентов, а это обстоятельство имеет не только экономическое, но и политическое значение, позволяя другим странам, прежде всего США, оказывать на страну давление. Любопытно, что помимо закупки в США F-16, Анкара также ведет переговоры о приобретении в Европе 60 боевых самолетов «Еврофайтер» (Eurofighter Typhoon) в новейших модификациях. Одновременно Турция говорит о закупке большой партии гражданских самолетов у европейских концернов, что может рассматриваться как пакетная сделка и является дополнительным аргументом для европейских лоббистов, которым предстоит преодолеть сопротивление антитурецки настроенной части парламентариев в европейских державах. Мы не располагаем информацией о том, получит ли Турция доступ к военным технологиям, связанным с этим самолетом, но такую возможность нельзя исключать — Анкара часто ставит это условием покупки оружия.
Так что, ВВС Турции к концу десятилетия (страна получит модернизированные F-16 к 2027–2028 гг.) будут иметь на вооружении свыше 300 новейших самолетов, включая, возможно, «Каны» и «Еврофайтеры». Такое наращивание мощи ВВС связано с нестабильной обстановкой в мире и, в частности, на Ближнем Востоке. В то же время, это усилит внешнеполитические возможности Анкары. Но амбициозная программа потребует больших расходов. Это возвращает нас к проблемам экономики.
Сделка с американцами преследует множество целей. Размещая в США заказ на 23 млрд долларов, Анкара поднимает свое значение для экономики США. В 2022 г. товарооборот между странами достиг 42 млрд долларов. Возможно, в ближайшие годы он продолжит расти. Для Турции важной целью является укрепление экономических и политических связей с Вашингтоном.
Во многом происходящее отражает последствия травмы, полученной американо-турецкими отношениями в недавнем прошлом. Одной из главных причин охлаждения стала сделка, в результате которой Турция приобрела в России системы ПВО/ПРО С-400. США в ответ исключили Турцию из программы производства и получения боевого самолета-невидимки пятого поколения F-35. Кроме того, произошло политическое охлаждение между странами.
Мир быстро меняется. На смену прежней модели глобализации приходят торговые войны, особенно между США и КНР. Сегодня Америка и Евросоюз делают ставку на френдли-шоринг. Это означает, что они намерены поддерживать экономическое, научно-техническое и военно-техническое сотрудничество лишь с теми странами, которые занимают дружественные позиции в мировой политике.
Турция зависит от американских и, в особенности, европейских рынков и технологий. Евросоюз является ее главным торговым партнером. В современных условиях Анкара заинтересована в сближении с коллективным Западом, поскольку она критически нуждается в его технологиях, рынках и инвестициях. Оружейная сделка с Вашингтоном и возможная сделка с Брюсселем должны резко увеличить турецкую военную мощь. Одновременно эти меры направлены на усиление связей, на интеграцию Турции в общее с Западом экономическое пространство.
Однако парадокс в том, что даже преследуя такие цели, Анкара стремится стать более независимой в вопросах оборонной индустрии и внешней политики.