Эхо визита Брон-Пиве в Армению Экспертные мнения на Caliber.Az
Визит в Ереван спикера парламента Франции Яэль Брон-Пиве обернулся не очень приятными неожиданностями для армянского политического класса. Париж не признает «независимость Карабаха» согласно международному праву, которому подчиняется Франция. С таким заявлением выступила Брон-Пиве на совместной пресс-конференции со спикером парламента Армении Аленом Симоняном. «Не Франции решать, какой статус может иметь Нагорный Карабах в регионе», – заявила председатель Национального собрания Франции.
Кроме того, глава французского парламента ответила на вопрос армянских журналистов о возможности введения Парижем санкций против Баку.
«Сегодня мы считаем, что самое важное – мирное урегулирование и восстановление диалога, на это направлены все наши усилия. Мы считаем, что нецелесообразно использовать другие пути, пока не исчерпан путь возможного мира и диалога, пока мы не перепробовали все в этом плане. Наша энергия на 100 процентов направлена на это урегулирование», — сказала Яэль Брон-Пиве.
По факту, всё сказанное ею - это прямое признание в том, что в практическом смысле, что называется «на земле», Армении на Францию рассчитывать нечего. Париж не в состоянии найти поводов осудить Баку за то, что тот осуществляет те или иные действия на своей суверенной территории, и не может ввести санкции против Азербайджана на этом основании. И прямо сознается в этом. И точно так же, с оглядкой на весь остальной мир, Франция не в состоянии признать часть Азербайджана «независимым государством».
И тут, конечно, возникает следующий вопрос - станет ли хотя бы это выступление спикера парламента Франции неким холодным душем для значительной части армян, до сих пор живущих в плену реваншистских иллюзий? Могут ли эти недвусмысленные признания от человека, представляющего руководство главной страны-покровителя Армении, заставить политические элиты в Ереване понять, что для нормального существования их государства нет иного пути, кроме признания Карабаха неделимой частью Азербайджана и отказа от любых территориальных претензий к Турции? Что пора переходить к конкретным переговорам с Баку и Анкарой без оглядки на кого бы то ни было. Или и этот урок, преподанный армянам Яэль Брон-Пиве, пройдет для них даром?
Своим мнением об этой ситуации поделились с Caliber.Аz известные зарубежные эксперты.
Немецкий политолог, экс-депутат Бундестага Вальдемар Хердт отметил, что руководство Армении сделало ошибочную ставку, поставив на помощь западноевропейской политики.
«Я как-то давал интервью армянскому ТВ, и предложил им назвать хоть одну страну, которой западная помощь принесла мир. Или хоть один конфликт, который был остановлен при вмешательстве западных сил. К сожалению, уроки истории руководство Армении ничему не учат, и это очень печально. Не хотелось бы, чтобы Пашинян повторял чужие ошибки, но по структуре поведения в течение последних трех лет он идет этим путем, и ведет свою страну не к процветанию. Никакие амбиции не стоят жизни даже одного человека, и поэтому надо садиться за стол переговоров и решать вопросы с Азербайджаном, не втягивая в это те силы, которые не заинтересованы в решении этой ситуации. Это ложный и неправильный подход к проблематике.
И слава Богу, что французский политик не стала рисовать никаких розовых обещаний, которые сподвигли бы руководство Армении на какие-то необдуманные шаги. Надеюсь, это остудит немножко их головы и даст возможность решить конфликт дипломатическим путем», - заявил Хердт.
Аскар Джакишев, политический эксперт, доктор исторических наук, профессор Кыргызско-Российского Славянского университета (Бишкек) считает, что, безусловно, симпатии Франции на стороне Армении.
«Во Франции проживает многочисленная и влиятельная армянская диаспора. Вопрос, как и за кого они проголосуют на очередных выборах всегда стоит в повестке политпартий Франции. Однако, происходящее в Украине, санкции ЕС и США в отношении РФ и ответные санкции РФ, вынуждают Францию вносить коррективы во внешнюю политику. Невозможность напрямую получать из РФ энергоносители, редкоземельные металлы, топливо для своих АЭС, вынуждают искать альтернативные источники. Всем известен внешнеполитический провал Франции в Австралии.
В сложившейся ситуации, когда Франция испытывает острую необходимость в энергоносителях и бакинская нефть становится альтернативой российской на далекую перспективу, Баку становится более интересным партнером, чем Ереван. Вытеснение русскими Франции из франкоговорящих государств, бывших французских колоний, богатых природными ресурсами, поставило Францию в очень сложное положение. В сложившейся ситуации Франция в своих дипломатических шагах по защите интересов Еревана будет это делать с оглядкой на Баку», - полагает Джакишев.
Ведущий эксперт Грузинского Центра стратегического анализа (GSAC) Гела Васадзе сильно сомневается в том, что хоть кто-то из политического класса Армении надеялся, что Франция признает Карабах как «независимое государство».
«Кстати таковым его не признает и Армения. Вопрос армянского журналиста был несколько, ну как бы помягче выразиться, странным. А вот ответ был вполне ожидаемым.
В практическом смысле, если иметь в виду военную силу на земле, Франция и не собиралась оказывать помощь Армении. Впрочем, именно благодаря усилиям Франции Армения скорее всего получит миссию европейских наблюдателей. И в чем я совсем не сомневаюсь, Франция будет и дальше поддерживать Армению. А то, о чем спрашиваете вы, означает полную смену внешнеполитической парадигмы Армении. Сейчас власти Еревана стремятся обеспечить транзит системы безопасности, а не смену внешнеполитической парадигмы. Иначе мирный договор был бы уже давно подписан», - считает Васадзе.
Российский политолог, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Станислав Ткаченко полагает, что представленная на очень высоком уровне делегация Национального собрания Франции во время своего визита в Ереван 12-13 января 2023 года решала задачи сугубо политического свойства.
«Возглавлявшая делегацию спикер нижней палаты парламента Франции Яэль Брон-Пиве произнесла ключевые слова о разблокировании Лачинского коридора (лачинской дороги – Ред.) и желательности направления гражданской миссии ЕС на армяно-азербайджанскую границу. Тем самым она подтвердила, что именно законодательная ветвь власти во Франции занимает наиболее лояльные интересам Еревана позиции в рамках конфликта двух государств Южного Кавказа.
Во Франции действует эффективная система разделения властей, поэтому реальное влияние парламента на внешнюю политику страны невелико, оно существенно уступает полномочиям президента и правительства страны. Эта своеобразная «дипломатическая безответственность» отчасти способствует радикальности заявлений и оценок парламентариев. Тем важнее отметить то, чего в ходе двухдневного визита в Ереван не сказала Яэль Брон-Пиве: она не упомянула вопрос об особом статусе Карабаха и о готовности Парижа применять меры экономического и иного давления на Баку для отказа от мер по принуждению к открытию Зангезурского коридора и подписанию мирного договора с фиксацией линии государственной границы», - отметил профессор.
Париж в последние десятилетия занимает на международной арене позицию, которую можно условно назвать «предпочтение статус-кво». С французской точки зрения, процессы в Европе в начале нынешнего столетия шли в правильном направлении, поэтому какие-либо радикальные изменения следовало избегать или минимизировать. Эталоном в этом отношении для Франции является Косовский конфликт, в котором стороны отказались еще в 1999 году от использования военной силы, хотя периодически двигают вдоль границ свои армии и осуществляют военные демонстрации. Поэтому Франция в течение почти трех десятилетий поддерживала статус-кво на Южном Кавказе, де-факто одобряя оккупацию семи районов Азербайджана и односторонние действия Еревана по определению статуса Карабаха, сказал Ткаченко.
«Военное решение Азербайджаном карабахской проблемы осенью 2020 г. для Парижа стало вызовом существующей европейской системе. Ответственные за судьбы своей страны дипломаты и члены правительства Франции уже смирились с новой реальностью, в которой не только дипломатическое слово, но и военная сила являются факторами внешней политики. А законодатели в Париже несколько отстают в этом процессе. Но состоявшийся визит высокопоставленной делегации Национального собрания показал, что и здесь начинаются знаменательные перемены, направленные на мирное разрешение карабахской проблемы», - заключил Ткаченко.