Энергетический парадокс Европы Экспертные мнения на Caliber.Az
Семь стран Европейского союза (ЕС) увеличили импорт энергоресурсов из РФ, сообщает Reuters.
«Семь из 27 стран-членов ЕС увеличили стоимость импорта по сравнению с прошлым годом, включая пять стран, поддерживающих Украину», — говорится в публикации.
По информации агентства, Франция, Бельгия, Нидерланды, а также Хорватия, Румыния, Португалия и Венгрия нарастили закупки российских энергоресурсов в стоимостном выражении по сравнению с прошлым годом.
Во Франции закупки российских энергоносителей выросли на 40% — до 2,2 миллиарда евро, а в Нидерландах — на 72%, до 498 миллионов евро.
Как же это следует понимать? Ведь все эти страны опасаются возможной будущей войны с Россией и, получается, сами же поддерживают её экономику на плаву. А как иначе расценить все эти закупки нефти и газа? Не абсурд ли это?
Ответить на эти вопросы по просьбе Caliber.Az взялись известные зарубежные эксперты.
Российский политолог, социолог, руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев считает, что в этом нет большой проблемы, поскольку российский экспорт приблизительно в сто раз больше объёма закупок нефти и газа европейскими странами.
«Отказ от них никакой погоды российской экономике не сделает. Гораздо правильнее было бы покупать больше дешёвой нефти и газа из России, а затем облагать эти покупки внутренним налогом, который использовать для поддержки Украины.
Я думаю, что после 3,5 лет войны понятно: санкции в их нынешнем виде российскую экономику не разрушат, и итог этой войны определится на поле боя. Поэтому вопрос не в том, откуда европейцы покупают нефть и газ, а в том, сколько денег они дают Украине, сколько оружия поставляют и насколько последовательно её поддерживают.
Честно говоря, я не вижу большой проблемы в подобных закупках, тем более что отказ от них только увеличивает поставки Россией нефти и газа в азиатские страны и позволяет ей ещё успешнее конкурировать с европейскими товарами, в то время как Европа закупает дорогие энергоносители в других странах», — изложил своё видение Иноземцев.
Аналитик, издатель и главный редактор журнала Neue Zeiten и YouTube-канала Neue Zeiten TV (ФРГ) Александр Черкасский отметил, что действительно имело место увеличение закупок энергоносителей из России некоторыми странами ЕС, особенно в части сжиженного природного газа.
«Но это увеличение — скорее исключение, чем правило, и связано оно с нюансами рыночной конъюнктуры LNG, контрактных обязательств, логистики и цен.
В среднем ЕС продолжает курс на снижение зависимости от России и диверсификацию поставок. Не думаю, что это имеет политические мотивы», — заявил он.
Директор Центра политических исследований «Пента» (Украина) Володимир Фесенко считает, что данная ситуация — показательная иллюстрация конфликта политических и экономических интересов, который проявляется у ряда европейских стран в контексте российско-украинской войны.
«Сразу после полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году ЕС ввёл достаточно жёсткие экономические санкции против России. Но именно по энергоносителям ограничения были отложены, так как немедленный отказ от российской нефти и газа мог спровоцировать острый энергетический кризис в Европе. Поэтому был запланирован постепенный и поэтапный отказ от российских энергоносителей.
Сначала это планировалось сделать до 2030 года, а когда Россия осенью 2022 года начала шантажировать европейцев ограничениями в поставках газа и резким повышением цен, в ЕС приняли решение ускорить этот процесс и отказаться от российского газа до конца 2027 года.
В первую очередь это касается трубопроводного газа. Если до полномасштабной войны против Украины ЕС получал от России 140 миллиардов кубометров трубопроводного газа, то сейчас — около 16 миллиардов кубометров. То есть закупки сократились в девять раз. Основными потребителями российского трубопроводного газа в ЕС остаются Венгрия и Словакия, у которых, к тому же, особые политические отношения с Россией, а также Болгария, получающая российский газ через Турцию», — сообщил исследователь.
По его словам, столь резкий отказ от российского трубопроводного газа необходимо было чем-то компенсировать.
«Увеличились закупки сжиженного природного газа (СПГ), особенно у США. Именно у США страны ЕС закупают 45% от общего объёма потребления СПГ. Но, как ни парадоксально, произошло и определённое увеличение закупок российского сжиженного газа — в первую очередь теми странами, которые отмечены в публикации Reuters. В данном случае у некоторых европейских стран эгоистические экономические интересы доминируют над политическими и идеологическими ценностями.
Россия поставляет в Европу около 20 миллиардов кубометров СПГ. Две трети этих поставок осуществляются по долгосрочным контрактам, что усложняет их срочное прекращение.
Тем не менее проблема конфликта политических и экономических интересов отчётливо осознаётся в Евросоюзе. Поэтому, а также под давлением США, в ЕС планируют полностью отказаться от импорта российского газа уже с 1 января 2027 года. Это решение ещё предстоит утвердить, и наверняка будет сопротивление со стороны Венгрии и Словакии. Но вероятность его принятия весьма высокая.
По импорту российской нефти ситуация схожая. До полномасштабного российского вторжения в Украину доля российской нефти на европейском рынке составляла 29%, сейчас — всего 2%. После введения санкций на импорт российской нефти временное исключение сделали для Венгрии и Словакии. Но и они должны отказаться от российской трубопроводной нефти до 2027 года», — заключил Фесенко.