Ереван играет и заигрывается О референдуме в Армении
В армянских СМИ в очередной раз появилась информация о том, что в стране может быть проведен конституционный референдум. «Конституционный референдум в Армении планируется провести в 2027 году», – сказал журналистам министр юстиции Григор Минасян. Это заявление удивляет и даже умиляет своей конкретикой относительно времени проведения референдума.
Как известно, нынешний созыв парламента прекращает свою деятельность в 2026 году. Получается, что представитель власти либо очень уверен в том, что партия «Гражданский договор» победит на выборах через два года, либо, наоборот, таким образом объявляет о том, что конституционная реформа не стоит в актуальной повестке дня правительства и парламентского большинства.
Напомним нашим читателям, что нас конституционная реформа в соседней стране интересует прежде всего через призму содержащихся в действующей Конституции Армении территориальных претензий к Азербайджану. В начале прошлого года премьер-министр Пашинян впервые заговорил о необходимости реформировать конституцию именно в ключе создания стабильного мира на Южном Кавказе. Все помнят знаменитые аллегории премьера о человеке в красных одеждах (Армения) и быках на дороге (Турция и Азербайджан), а также нарратив о «реальной» Армении, которая должна заменить Армению мифическую.
Однако министр юстиции (причем не он первый) дезавуировал эти нарративы, добавив, что в ходе рабочих встреч комиссии вопрос изменения первых трех статей Конституции не обсуждался, как не рассматривался и вопрос изъятия ссылки на Декларацию о независимости (именно в Декларации о независимости напрямую отражена претензия на Карабах).
То есть, Ереван не только отодвинул временную перспективу конституционной реформы, но и указал на сущностное несоответствие ожидаемых изменений требованиям Баку.
По словам министра, в центре внимания сейчас тема стабильного парламентского большинства, и инициаторы конституционных реформ хотят закрепить эту норму в будущей конституции. Правящее большинство в Армении склоняется к отказу от законодательного императива формирования стабильного большинства по итогам выборов в парламент. В соответствии с Конституцией Армении Национальное собрание избирается по пропорциональной избирательной системе, и избирательным кодексом гарантируется формирование стабильного парламентского большинства – 54% мест. Согласно законодательству, если по итогам выборов или посредством образования политической коалиции стабильное парламентское большинство не формируется, то может быть проведен второй тур выборов.
Ранее в Минюсте также указывали, что в проекте концепции есть положения, касающиеся формы правления, рамок полномочий президента, закрепления социальных, экономических и культурных прав в главе, касающейся фундаментальных прав человека, и другие вопросы.
Однако в Ереване должны понимать, что принятие новой конституции без удаления ссылки на Декларацию о независимости будет означать ни много ни мало – создание нового витка враждебности между Арменией и Азербайджаном. Ведь одно дело – не найти в себе силы трогать старый закон, и совсем другое – осмелиться включить территориальные претензии к соседям в новом законе. Это уже однозначно будет считываться как самый матерый реваншизм и чуть ли не casus belli.
Впрочем, на ситуацию можно постараться посмотреть и с позитивной точки зрения. 2027 год в принципе не за горами. Вероятность того, что «Гражданский договор» выиграет выборы, достаточно высока в условиях отсутствия реальной политической альтернативы.
Сам факт того, что рассматривается принятие новой конституции, а не внесение изменений в действующую, внушает надежду на то, что в конце концов в армянской власти возобладает разум и понимание, что она способна добиться исторического перелома. Возможно, злосчастная отсылка к декларации о независимости не станет частью нового основного закона, ведь для правящей партии проще не включать в закон провокационное положение из-за нежелательности протестов, чем демонстративно его удалять.
«Мы обсудили и пришли к консенсусу – нам нужна новая конституция, а не конституционные изменения», – отметил Минасян. По его словам, предстоит детальная работа над сложным документом, будут общественные обсуждения.
Есть вероятность, что правительству за три года, возможно, и удастся убедить армянское общество принять новый текст преамбулы, хотя оно сейчас и убеждает то же общество, что «это всё не про то».
Тут необходима большая оговорка – если оно того захочет. Ведь на этот счет имеются серьезные сомнения. Судорожное вооружение «страны камней» со стороны зарубежных покровителей и отсутствие воли правящей партии слезть с иглы «благодетелей» свидетельствует, скорее, о том, что Армения взяла курс на забалтывание и затягивание мирного процесса, с надеждой на реванш в отдаленном будущем.
Но Азербайджан не будет ждать этого будущего и сделает всё, что в его силах, чтобы не дать Армении шанса на реванш. После этого никто уже мир этой стране предлагать не будет.