ЕС берет Армению под контроль Выборы как геополитический тест
В свете значимых для Армении политических событий Европейский союз, что называется, засучил рукава и всерьез намерен взять под личный контроль парламентские выборы, проведение которых запланировано на июнь 2026 года. Об этом перед встречей министров иностранных дел ЕС в Брюсселе заявила журналистам верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас.

«Министры иностранных дел стран – членов Европейского союза на сегодняшнем заседании обсудят Армению. В следующем году в Армении пройдут выборы. Сегодня мы обсудим, как сможем помочь Армении в этом вопросе. Армения обратилась к нам за помощью в предотвращении вмешательства извне», – сказала она.
Тут не стоит гадать на кофейной гуще, чтобы понять, кого именно, вернее – какую страну, имела в виду этот евродипломат высокого ранга, которая к тому же ранее заявляла, что в преддверии парламентских выборов в Армении в 2026 году Россия стала усиливать кампанию по дезинформации. И здесь прослеживается очевидное: в данном вопросе позиции Еревана и Брюсселя в отношении Москвы совпадают, а это, в свою очередь, теоретически превращает Республику Армения в арену очередного геополитического противостояния. К слову, глава армянского внешнеполитического ведомства Арарат Мирзоян тоже принял участие в заседании Совета министров иностранных дел стран – членов организации, а буквально в начале декабря в рамках своего рабочего визита в Брюссель обсудил с той же Каллас вопросы углубления партнерства Армения – ЕС, включая формирование новой повестки в регионе.

Однако, невзирая на весь этот трек по тесному сближению с Западом, армянская сторона избегает прямых заявлений, связанных с угрозами, исходящими от России в связи с предстоящими в стране политическими событиями. К примеру, на пресс-конференции в Брюсселе 2 декабря, в отличие от открыто обвинившей РФ в гибридных атаках Каллас, Мирзоян воздержался от прямой критики в адрес Кремля, ограничившись лишь дипломатичными формулировками о важности сотрудничества с ЕС для противодействия подобным угрозам и укрепления институтов. Возможно, такая сдержанность обусловлена желанием армянских властей не осложнять и без того непростые отношения с РФ, а также с экономическим фактором – сохранением участия Армении в ЕАЭС.
Все это отнюдь не мешает армянскому правительству параллельно говорить о своих планах по вступлению страны в Европейский союз. Так, на днях премьер-министр Никол Пашинян подтвердил, что «выход Армении из ЕАЭС не является самоцелью, но вступление в Евросоюз – самоцель».

«С одной стороны, выход Армении из ЕАЭС не является самоцелью, но с другой – членство Армении в ЕС – самоцель. Мы понимаем, что невозможно одновременное членство в ЕС и Евразийском экономическом союзе. Мы понимаем, что есть какая-то точка, когда нужно будет принять решение. Но сейчас мы не находимся на этой точке, то есть, сейчас нет необходимости в принятии такого решения», – сказал он, явно рассчитывая на внимание Москвы.
Причем, позицию Еревана, связанную с принятием закона о начале вступления страны в ЕС, армянский лидер представил в качестве дополнительного стимула для осуществления реформ и приведения всех сфер в стране к стандартам Евросоюза. При этом армянский лидер акцентировал внимание на том, что Армения не развивает отношения с ЕС вопреки РФ и ЕАЭС.
Полагаем, что данное заявление Пашиняна есть не что иное как ответ на реплику российского вице-премьера Алексея Оверчука о том, что Россия рассматривает действия Еревана как начало выхода Армении из ЕАЭС.

Иными словами, вопреки заявлениям Брюсселя и давлению Москвы армянская политика «сидения на двух стульях» остается неизменной. И здесь возникает вполне резонный вопрос: «Смогут ли армянские власти сохранить баланс в отношениях с Россией на фоне жесткого контроля со стороны Брюсселя процесса предстоящих парламентских выборов?» Тем более что Евросоюз, можно сказать, продемонстрировал готовность финансировать защиту информационного пространства Армении перед парламентскими выборами, как это произошло ранее в Молдове.
Напомним, что в октябре прошлого года Европейская комиссия приняла План роста для Республики Молдова стоимостью 1,8 миллиарда евро, подкрепленный Фондом реформ и роста, на период 2025–2027 годов, который стал крупнейшим пакетом финансовой поддержки ЕС с момента обретения ею независимости и нацелен на то, чтобы способствовать росту молдавской экономики. Кроме того, данный документ приближает страну к членству в Евросоюзе путем ускорения реформ.

По этому случаю тогдашний вице-президент ЕК Жозеп Боррель заявил следующее: «Новый План роста для Молдовы – это еще один пример поддержки ЕС в обеспечении безопасности, мира и процветания страны. Он укрепит экономику Молдовы и создаст возможности для всех молдавских граждан. План является признанием впечатляющих результатов, которых Молдова уже достигла на своем пути в ЕС. Он будет способствовать дальнейшему прогрессу в проведении фундаментальных и социально-экономических реформ. Будущее Молдовы – в Европейском союзе».
Что касается Армении, то после подписания в Брюсселе повестки стратегического партнерства Кая Каллас объявила о предоставлении этой стране пакета помощи в размере 15 миллионов евро на поддержание мира и повышение устойчивости. Помимо этого, дополнительно еврокомиссар по вопросам расширения Марта Кос заявила о выделении 5 миллионов евро. Также отдельно был анонсирован пакет помощи в размере 12 миллионов евро, предназначенный для противодействия киберугрозам и иностранным манипуляциям информацией, известным в терминологии ЕС как FIMI.
Тем не менее, проводя параллели между Молдовой и Арменией, необходимо держать в центре внимания один немаловажный нюанс: политика Еревана в корне отличается от молдавской, главным образом из-за отсутствия четкой определенности в выборе дальнейшего внешнеполитического курса. Кишинев давно и однозначно сделал ставку на евроинтеграцию, а Армения мечется между Западом и Россией, что в разы снижает вероятность вступления страны в ЕС как минимум в ближайшие годы.

С другой стороны, намерение Евросоюза противостоять внешним угрозам на предстоящих в Армении парламентских выборах наводит на мысль о том, что данная инициатива обусловлена прежде всего интересами самого Брюсселя на Южном Кавказе, некогда традиционно считавшемся зоной российского влияния. Из этого напрашивается следующий вывод: чтобы еще глубже пустить корни в Армении и тем самым укрепить свои позиции в регионе, Европейский союз сделает все возможное, дабы максимально защитить армянское информационное поле от «российского следа» со всеми отсюда вытекающими.







