«Если Россия победит в войне, наши усилия по вступлению в НАТО будут сведены на нет» Caliber.Az из Тбилиси
Интервью Caliber.Az с грузинским экономическим аналитиком, экс-президентом Ассоциации молодых финансистов и экономистов Грузии Мерабом Джаниашвили.
- Грузия и Россия тесно связаны в экономической сфере, Москва - второй внешнеторговый партнер Тбилиси. Как подействуют антироссийские санкции на грузинскую экономику?
- Об этом пока очень рано говорить. Россия является нашим вторым внешнеторговым партнером, а Украина - пятым. Как мы знаем, Россия тоже планирует наложить санкции на экспорт ряда видов продукции. Но в общей сложности, конечно же, эти санкции затронут и Грузию. У нас уже появились проблемы с денежными переводами из России. Никто не знает, что будет завтра, нестабильность - самый серьезный враг бизнеса и экономики.
- Следующая сфера грузино-российского сотрудничества - туризм. Как санкции отразятся на данном направлении?
- На туристический сектор это повлияет положительно, если учесть то, что Запад закрыл небо для России, россиянам придется довольствоваться теми странами, которые их могут принять, включая Грузию. Но нужно учесть, что вслед за Visa и Mastercard также приостанавливает операции в России, и россияне не смогут расплачиваться картами этих банков за границей, использовать их для оплаты услуг в онлайн-магазинах и агрегаторах услуг, зарегистрированных в странах, поддерживающих санкции.
С начала войны в Грузию прибыл большой поток россиян. Их число составляет примерно 25 тысяч.
- Грузия планировала подать заявку на вступление в ЕС в 2024 году, но поспешила сделать это сразу же после начала войны в Украине. Как вы оцениваете данный шаг Тбилиси?
- Это не от Грузии зависит. Конечно, мы бы очень хотели, чтобы это случилось как можно скорее, но Грузия должна понять, что есть страны, которые годами ждут своей очереди. Поэтому нам нужно запастись терпением. Если мы получим хотя бы статус кандидата, это уже большое дело. Даже получив этот статус, можно не стать членом ЕС. Однако если сравнить нас, например с Болгарией, и сравнить ее показатели перед вхождением в ЕС с нашими, то следует отметить, что у нас показатели значительно лучше. Но зато Болгария ближе к Европе.
- А каковы перспективы вступления Грузии в НАТО, особенно в свете последних событий?
- На сегодня эта тема в Грузии закрыта. Когда Россия начала войну в Украине, она заявила, что не только Киев, но и Тбилиси не должны войти в НАТО. Если Россия победит в войне, наши усилия по вступлению в Альянс будут сведены на нет. Все зависит от исхода этой войны.
- Ввиду введения антироссийских санкций, возможен ли продовольственный кризис в Грузии?
- Не думаю, что у нас будут такие проблемы, потому что Россия сама заинтересована в продаже своей продукции, учитывая нынешнее экономическое положение в стране. Тем более не так много торговых партнеров у нее осталось.
- Какова динамика грузино-азербайджанских экономических взаимоотношений?
- Грузию и Азербайджан связывают тесные экономические отношения. Если в предыдущие годы сотрудничество велось в основном в рамках энергетических проектов, то в последние годы появились новые проекты в других сферах, таких как почта, туризм и другие. Азербайджан является третьим по величине торговым партнером Грузии, и товарооборот между странами в 2021 году превысил 531 миллион долларов, что является значительным ростом по сравнению с предыдущим годом (441 миллион долларов в 2020 году).
- Как вы оцениваете деятельность грузино-азербайджанского бизнес-форума?
- Работа грузино-азербайджанского бизнес-форума приветствуется. Когда страны хотят углубить экономическое сотрудничество, одним из лучших вариантов является организация таких форумов. В них обычно принимают участие высокопоставленные чиновники обеих стран, что позволяет бизнесменам напрямую слышать информацию, необходимую для их деятельности.
- Какова перспективность железной дороги Баку-Тбилиси-Карс для Грузии?
- Грузия хочет выступать транспортным узлом, в котором важную роль играет железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. Подобные проекты в первую очередь облегчат и сократят поставки продукции, что еще больше углубит экономическое сотрудничество. Такие международные проекты, как Баку-Тбилиси-Карс, имеют не только экономическое, но и геополитическое значение и способствуют стабильности в регионе. Эта железнодорожная линия используется не только Турцией, Грузией и Азербайджаном, но и Туркменистаном, Китаем, Казахстаном и Узбекистаном.
- Какие выгоды принесет странам проект совместного туристического пакета?
- Как стало известно, в соответствии с этим пакетом наши страны собираются совершать совместные туры, в рамках которых иностранные туристы смогут посетить обе страны. За последние два года туристический сектор во всем мире сильно пострадал от пандемии. Поэтому двойное предложение, которое собираются предложить азербайджанская и грузинская стороны, станет стимулом для увеличения турпотока в обе страны.
Азербайджан и Грузия не имеют визового режима, что облегчит реализацию этого проекта и, например, гость из Европы, Азии или США сможет в рамках одного тура посетить две страны Кавказа.
До пандемии в 2019 году Грузию посетило наибольшее количество международных путешественников из Азербайджана, было совершено 1,5 миллиона посещений. При этом, 7% доходов от туризма в Грузии поступали от гостей из Азербайджана.
- На каком уровне сотрудничество Грузии и Азербайджана в портовой сфере?
- Грузино-азербайджанское сотрудничество в этом направлении нашло отражение в нефтяном терминале Кулеви. Как известно, терминал принадлежит азербайджанской государственной компании SOCAR и через него перевозятся наливные грузы, в основном нефтепродукты. Например, через терминал Кулеви в 2020 году было перевалено 1,7 миллиона тонн нефти, что на 6% выше по сравнению с предыдущим годом.