«Геополитическое значение Москвы стремительно падает» Петро Олещук на Caliber.Az
Гибридная война, прокси-влияние России или ее непосредственное военное вторжение на территорию стран СНГ с целью создания этакого «СССР 2.0» – сценарий, который после начала войны в Украине обсуждают аналитики и эксперты всего мира. И главный вопрос - кто будет следующим. Причем время постоянно вносит свои коррективы: военная экспансия России в Украине явно захлебнулась, и уже ясно, что Москва вынуждена капитально пересматривать свои замыслы, и намерение поглотить близлежащие государства, если таковое имелось в планах Кремля, наверняка переформатируется. К тому же многие аналитики уверены, что даже с провалом украинского блицкрига Москва не утратила своих амбиций и попытки аннексии какой-либо страны СНГ могут происходить параллельно с «СВО». Вопрос лишь в форме вторжения и силе давления.
Во всяком случае, украинский эксперт-международник, доктор политических наук Петро Олещук утверждает, что еще в 2021 году Кремль высказал намерение вернуть под свой контроль весь бывший СССР и даже прежний «Варшавский блок». Но как отмечает политолог, для каждой страны Кремль готовил свой сценарий, состоящий из инструментов обычной, гибридной и прокси-войны. Однако в любом варианте на первом этапе Москва будет ставить задачу раздавить подходящее государство, аннексировать некоторые его части напрямую, а где-то поставить на «нужный» политический путь лояльных политиков. Ну а далее, как считает Олещук, Кремль будет полагаться на страх, запугивание и пропаганду под лозунгами «чтобы такая война не повторялась».
В то же время в беседе с Caliber.Аz украинский политолог отметил, что сейчас, когда влияние России в Южнокавказском регионе из-за неудач на украинском фронте заметно ослабло, можно говорить об определенном изменении ее намерений.
«Конечно, были планы установить контроль над всеми республиками бывшего Советского Союза. То есть в одних республиках, где власти неформально признавали бы военное и политическое доминирование Москвы, заключая какие-то оборонные договора, а где-то – в форме прямой оккупации», - подчеркнул украинский политолог.
Как полагает П. Олещук, планы России, касательно, например, Молдовы, скорее всего были разработаны давно и являлись продолжением замыслов по оккупации Украины. Причем этот план был больше похож на грузинский: контроль над какими-то отдельными сепаратистскими регионами и в конечном итоге установление лояльного Москве режима, который бы выполнял все директивы Кремля даже без формальной интеграции в состав России.
«Но поскольку планы России в отношении Украины, теперь об этом можно говорить уверенно, не были реализованы и вообще претворены не будут, им придется эти планы как-то корректировать. Сейчас, похоже, все задумки заключаются просто в идеи создания какой-то точки нестабильности в Молдове - чтобы отвлекать внимание, заставлять Украину концентрировать там свои ресурсы», - предполагает политолог.
Что касается нынешней ситуации в Грузии, то, по мнению П.Олещука, Россия будет оказывать давление на Тбилиси.
«Если даже не поменяется правительство, но будут заключены какие-то договоренности о возможности сменяемости власти на будущих выборах, то для России это очень плохо. Поэтому я думаю, что Кремль будет давить на грузинскую власть, чтобы она пошла по пути эскалации. У меня есть подозрение, что сейчас там будет развиваться ситуация, похожая на ту, что складывалась в Украине в 2013 году, когда все начиналось с весьма мирных событий, но затем, в результате давления властей, все дошло до революции. Думаю, что сейчас России важно ни в коем случае не демонстрировать слабость, в частности, что она теряет свое влияние в странах СНГ, поэтому Москва будет максимально давить на грузинские власти, чтобы те, в свою очередь оказали соответствующее давление на протестующих в Тбилиси», - считает П.Олещук.
Однако он отмечает, что какой бы пророссийской ни была грузинская власть, она должна помнить о судьбе Януковича.
«Поэтому жду две тенденции: одна из Москвы - чтобы задавить протестные процессы, другая из Грузии - чтобы отыграть это все с минимальными потерями для себя. Какая из двух победит – сказать сложно, покажут события», - полагает украинский политолог.
А в отношении Южного Кавказа П. Олещук не сомневается, что Россия долгое время использовала конфликт вокруг Карабаха как средство давления и на Армению, и на Азербайджан, чтобы сохранять там свое влияние. Но после того, как она, погрязнув в войне в Украине, показала, что не способна нигде и ничего решать, состоялись азербайджано-армянские переговоры при посредничестве Запада.
«Думаю, что геополитическое значение Москвы стремительно падает, и российскому руководству все меньше дела до ситуации на Южном Кавказе. А Ереван просто будет выходить из-под контроля Москвы, потому что она ничего не сможет ему обещать и гарантировать. И поэтому Армении ничего не останется, как урегулировать отношения с Азербайджаном под какие-то гарантии другого центра силы, например, США. Думаю, после того как Москва начнет окончательно терять свое влияние в мире и возможность подкидывать дровишек во все эти конфликты на постсоветском пространстве, Азербайджан и Армения получат шанс на прочное урегулирование своих отношений», - предвидит украинский эксперт.
Что касается исхода войны в Украине, то Олещук сомневается, что в России сама собой прекратится и исчезнет «военная истерия», причем даже если закончится сама агрессия в Украине и российские войска вернутся домой.
«Они так массово раскрутили свою пропаганду, поставили ее на службу этой большой войне, что я просто не верю в последующее «спокойствие умов» в России. Россия не сможет просто так признать крах своих геополитических амбиций, не исключаю потому, что может повториться ситуации, подобная той, что случилась в 1917 году, когда поражение российских войск на фронте запустило цепь глобальных преобразований в стране - революцию, гражданскую войну. Даже если произойдет смена первых лиц государства, то все равно на этом все не закончится. Впрочем, пока говорить об этом сложно, сценариев может быть множество, для Украины же сейчас важно добиться окончания войны, что обеспечило бы стабильное движение в сторону европейских, евроатлантических структур, и гарантии того, что война в таком формате больше не повторится. Но пока реализация этих целей возможна лишь при достижении новых военных побед над Россией», - резюмирует П. Олещук.