Глобальная инфляция и планы Азербайджана Прогноз Caliber.Az
Риски дальнейшего инфляционного роста по-прежнему высоки как в США, Евросоюзе, других развитых странах, так и в государствах ближнего зарубежья. Связанные с глобальным подорожанием процессы ощутимы и в Азербайджане, где по инициативе главы государства намечено осуществить ряд мер, нацеленных на усиление контроля и минимизацию субъективных факторов, влияющих на динамику роста потребительских цен. Одним из шагов в этом направлении стало опубликованное накануне постановление Кабинета Министров «О дополнительных мерах по усилению мониторинга инфляции и цен». В этой связи правительство страны создает рабочую группу для проведения анализа и мониторинга и усиления межведомственной координации в области антиинфляционных мероприятий.
Наращивание денежной эмиссии в США и ЕС во время пандемической рецессии обернулось нарушением монетарного баланса, что привело к перекосам денежно-кредитной политики и впоследствии вылилось в глобальный энергетический и продовольственный кризисы. Ну а с началом российско-украинской войны и жесткого санкционного противостояния коллективного Запада и России фактор импортируемой инфляции стал довлеющим в экономиках практически всех стран мира. Со второй половины прошлого года в развитых странах мира, в том числе США, Евросоюзе, Канаде, Швеции, России, а недавно и в Турции в целях обуздания роста потребительских цен началось поэтапное повышение учетных ставок. Вопреки ожиданиям стран G20, что вызванные рецессией процессы остудят перегретые фондовые рынки в 2023 году, глобальный уровень инфляции в большинстве стран мира не претерпел существенного снижения, и, судя по всему, темпы роста цен будут оставаться выше целевых показателей Центробанков еще минимум год.
В этом плане весьма показательно, что несмотря на снижение инфляционного давления с 7% в апреле до 6,1% в мае новые прогнозы по росту цен в Евросоюзе были пересмотрены в сторону повышения по сравнению с зимними расчетами – до 5,8% в 2023 году и 2,8% в 2024-м. Энергетический кризис, подорожание сырьевых ресурсов и усложнение логистики их доставки на фоне все еще продолжающейся войны в Украине создают высокие риски для экономик стран ЕС. Соответственно, инфляционные ожидания все еще достаточно далеки от целевого показателя Европейского центрального банка (ЕЦБ) - 2%. «Поскольку инфляция остается высокой, условия финансирования станут еще более жесткими. Хотя ожидается, что ЕЦБ и другие центральные банки ЕС близятся к завершению цикла повышения процентных ставок, недавняя турбулентность в финансовом секторе, вероятно, усилит давление на стоимость и легкость доступа к кредитам, замедлив рост инвестиций и ударив по конкретным инвестициям в жилищное строительство», – говорится в недавнем сообщении Еврокомиссии (ЕК). Соответственно эксперты ожидают, что ЕЦБ, повысивший ставку рефинансирования на 0,25% до 3,75% в мае, увеличит до конца текущего года ставки еще дважды, в общей сложности на 0,5 %.
Аналогичные тренды наблюдаются и в других странах Европы, не входящих в еврозону. В частности, Центробанк Швеции (Riksbank) в конце июня повысил ключевую процентную ставку на 25 базисных пунктов - до 3,75% годовых. «Для того, чтобы добиться возврата инфляции к целевому двухпроцентному уровню в обозримом будущем, нам необходимо еще больше ужесточить денежно-кредитную политику. Мы полагаем, что учетная ставка будет повышена как минимум один раз в текущем году», - говорится в заявлении Riksbank, также принявшем решение сохранить прогноз инфляции в Швеции на 2023 год на уровне 8,9% и повысившим ожидания на 2024 год с 4 до 4,3 процента.
На днях один из управляющих Федеральной резервной системы (ФРС) США Кристофер Уоллер заявил, что они пока не готовы объявить о победе над инфляцией, и считают необходимым продолжить процесс повышение процентных ставок в текущем году. По его словам, устойчивость рынка труда и хорошая динамика экономики США предоставляют дополнительное пространство для ужесточения денежно-кредитной политики, и скорее всего повышение ставки на 25 базисных пунктов ожидается во второй половине июля, причем не исключен и следующий подъем в таком же объеме уже в сентябре, если замедление инфляции не будет достаточно эффективным. Целевой показатель инфляции в США обозначен ФРС на уровне 2%.
Схожая политика по удорожанию кредитных ресурсов наблюдается и в соседней Канаде, где на днях Центробанк повысил ключевую процентную ставку на 25 базисных пунктов - до максимальных с 2001 года 5% годовых. Темпы роста потребительских цен в Канаде в мае замедлились с 4,4% до 3,4% в годовом выражении, однако по оценкам регулятора к целевому показателю в 2% удастся приблизиться не ранее середины 2025 года.
Не менее сложные процессы в изменении потребительских цен наблюдаются и на постсоветском пространстве, а также в ближнем зарубежье, в том числе у ведущих торговых партнеров Азербайджана. Так, уже не первый год лихорадит Иран, где на фоне перманентной монетарной катастрофы – обесценивания риала рост инфляции в апреле достиг 69%, незначительно снизившись к лету. Весьма непростая ситуация сохраняется в Турции: в июне впервые за 27 месяцев регулятор этой страны повысил ставку рефинансирования до 15%, однако ожидаемой устойчивости для нацвалюты добиться не удалось: к 30 июня курс доллара впервые в истории превысил 26 турецкие лиры. Монетарный фактор - одна из главных причин разгоняющих маховик роста цен на турецком рынке, и хотя темпы инфляции удалось замедлить до минимальных с декабря 2021 года 38,2% в годовом выражении, столь высокие темпы роста цен несут колоссальные социально-экономические риски как для Турции, так и для ее торговых партнеров.
Недавний обвал курса российского рубля, потерявшего почти 40% стоимости с начала года, также сыграл роль катализатора, повысившего темпы роста потребительских цен: годовая инфляция, по данным Росстата, в июне 2023 года ускорилась до 3,25%, что выше прогнозных показателей. Центробанк РФ на июньском заседании сохранил учетную ставку на уровне 7,5%, однако при этом с учетом неблагоприятных прогнозов рассматривает варианты ее повышения от 0,25% до 0,75% в течение текущего года.
Вполне очевидно, что перечисленные факторы раскручивают глобальный инфляционный маховик и через торговые механизмы влияют на динамику роста потребительских цен в Азербайджане. Напомним, что индекс потребительских цен в стране в январе-июне 2023 года вырос на 12,7%, снизившись в июне на 0,9% благодаря сезонным факторам дефляции.
На днях о все еще высоком уровне инфляции и необходимости принятия дополнительных мер по ее обузданию вновь зашла речь на совещании правительства, посвященном социально-экономическим достижениям страны в первом полугодии. «Конечно же, инфляция, выраженная двузначным числом, должна заставить нас задуматься. Надеюсь, что до конца текущего года показатели инфляции могут снизиться до однозначной цифры. Здесь наряду с естественными причинами имеются и субъективные причины, которые должны быть более серьезно изучены и необходимо внести предложения относительно шагов, которые нужно предпринять до конца года», - сказал президент Азербайджан Ильхам Алиев, подчеркнув, что на фоне общего экономического потенциала республики и результатов, достигнутых в экономической сфере, инфляция на уровне 12%, конечно же, нежелательна.
К решению сформулированных главой государства задач по укреплению макроэкономической стабильности незамедлительно приступило правительство республики. Так, накануне было опубликовано подписанное премьер-министром Али Асадовым постановление «О дополнительных мерах по усилению мониторинга над инфляцией и ценами». Как отмечено в преамбуле документа, в целях обеспечения снижения инфляции до приемлемого для экономического роста уровня, дальнейшего совершенствования системы анализа и мониторинга, позволяющих проводить количественную и качественную оценку инфляционных процессов и их причин, а также усиления межведомственной координации в этой области создается рабочая группа, в обязанности которой вменено ежемесячно представлять отчет о результатах в Кабмин. Возглавит рабочую группу глава аппарата Кабмина, в ее состав включены заместители министров экономики, сельского хозяйства, цифрового развития и транспорта, энергетики, финансов, здравоохранения, а также гендиректор Центробанка, зампредседатели Госкомтаможни, Госкомстатистики, Агентства продовольственной безопасности и начальник Госслужбы по антимонопольному надзору.
В опубликованном Кабмином документе отмечается, что активизация инфляционных процессов в последнее время стала одним из основных вызовов, с которыми сталкивается мировая экономика. «Продолжающаяся геополитическая напряженность в мире и экономические санкции, не полностью устраненные осложнения, вызванные пандемией, усиление климатических изменений и неопределенность в отношении перспектив мировой экономики также влияют на инфляционные процессы. Учитывая активизацию внутренних и особенно внешних факторов инфляции в стране, была проведена важная работа по формированию направлений эффективной борьбы с ростом цен, и проводимые в этом направлении антиинфляционные меры создали предпосылки для предотвращения резкого роста инфляции. Однако выявление факторов, влияющих на инфляцию, дальнейшее усиление системы мониторинга и анализа динамики цен, формирование тесной координационной структуры в этом направлении крайне важно для достижения уровня инфляции, поддерживающего экономический рост и социальное благосостояние», - говорится в документе.
Уместно отметить, что в последний год с лишним ключевые усилия по борьбе с ростом цен предпринимались по линии Центробанка Азербайджана (ЦБА): в 2022-2023 годы регулятор пять раз подряд повышал учетную ставку, в последний раз 4 мая – до 9%. Однако ужесточение денежно-кредитных механизмов оказывает незначительное влияние на тот же фактор импортируемой инфляции и иные внешние процессы. И хотя ЦБА пока сохраняет прогноз годовой инфляции на 2023 год в пределах 8%, тем не менее риски превысить эту планку по-прежнему высоки. В этом плане крайне важно, что отныне к антиинфляционным усилиям ЦБА будет добавлен мощный рычаг в лице Рабочий группы, представленной практически всем экономическим блоком правительства. И это дает основание надеяться, что сбить темпы роста цен удастся, подключив и другие важные инструменты – усилить мониторинги рынка и поддержку субъектам МСБ, запустить антимонопольные механизмы, ужесточить меры в отношении недобросовестной конкуренции, упростить импортные операции и т.д.