Грузия под особым давлением Евросоюза Экспертные мнения на Caliber.Az
Евросоюз продолжает пытаться сменить демократически избранные власти Грузии. Об этом недавно заявила министр иностранных дел страны Мака Бочоришвили. Она отметила, что «бюрократия Брюсселя» не разговаривает с представителями грузинской власти. По ее мнению, это может быть инструментом для того, чтобы совершить перемены в стране. При этом министр отметила, что правительство не будет поддаваться «шантажу и попыткам манипуляций». Глава МИД Грузии добавила, что членство в ЕС отвечает национальным интересам страны. Однако, по ее словам, добиться этого можно только путем диалога. «Если Брюссель продолжит игнорировать демократически избранные власти Грузии, процессу интеграции будет нанесен вред», — отметила Бочоришвили.
Как известно, премьер-министр Ираклий Кобахидзе в конце минувшего года заявил о том, что процесс интеграции в ЕС пролонгируется для Грузии на пять лет. А как сейчас выглядят эти перспективы на фоне происходящего в мировой политике, и в свете того, что говорит глава МИД Бочоришвили? Может ли оказаться так, что власти Грузии постепенно придут к выводу о том, что не так уж и принципиально быть в составе ЕС, если страна способна и самостоятельно обеспечивать основные права и свободы внутри себя?
Своим видением этой ситуации поделились с Caliber.Az известные грузинские обозреватели.
Как говорит политолог, основатель научно-исследовательского центра SIKHA Foundation Арчил Сихарулидзе, проблема заключается в том, что на протяжении последних 20 лет грузинскому обществу, да и политическим элитам внушали, что без западной интеграции Грузия не представляет особой значимости, что Грузия не может быть вне западной интеграции.
«И поэтому у нас выросло поколение, в том числе и политическое, которое не понимает, как Грузия может развиваться не только в одном направлении и при этом надеяться на светлое европейское будущее. Вот этот кризис в отношениях между Европой и Грузией (а до этого так же было с Америкой) указывает на то, что не всегда европейские, западные интересы совпадают с интересами Грузии. И оказалось, что грузинское правительство может лавировать и, более того, говорить с грузинским обществом таким образом, чтобы оно понимало - есть интересы Грузии, а есть интересы Европы.
Сейчас приход к власти Дональда Трампа показал, что это мышление актуально, и оно тоже может называться прозападным. «Грузинская мечта» нашла в лице Дональда Трампа надежду на то, что наконец-то вот эта попытка Запада надавить на Грузию и сразиться таким образом против России, исчезнет», - заявил исследователь.
Сейчас понятно, отметил он, что грузинская оппозиция пытается получить поддержку только у Брюсселя, потому что поддержки Америки уже нет.
«На этом фоне есть одна группа политиков в Европе, которая считает, что именно Грузия должна стать полем битвы за интересы между Трампом и Брюсселем.
А есть вторая группа политиков, как Фицо, Орбан, которые считают, что Грузия должна быть исключена из формулы нанесения России стратегического поражения. Все ждут, что решит Брюссель.
Пока что грузинская оппозиция и так называемый гражданский сектор находятся в шоке, потому что главный их источник финансов и поддержки – Америка, исчезла и перестала их поддерживать. На этом фоне «Грузинская мечта», конечно, может позволить себе очень много всего, и она сейчас активно занимается законодательной деятельностью, чтобы не позволить Брюсселю (в случае такого желания) и дальше финансировать протесты и митинги», - рассказал Сихарулидзе.
Как заявил в свою очередь профессор политологии, заслуженный журналист Грузии Бадри Начкебия, сегодня правящая партия «Грузинская мечта» находится под особым давлением структур Евросоюза.
«Угрозы, санкции – всё это в ассортименте у Брюсселя против действующей власти Грузии. Но так или иначе Грузия, благодаря своей политике, смогла занять свое особое место и в регионе, и на постсоветском пространстве в целом. И действительно, мы сейчас видим много процессов, и один из главных состоит в том, что отношения между Россией и Грузией действительно стали, хотя бы в экономическом плане, более теплыми, и вот той угрозы, которая всегда исходила со стороны севера, сейчас фактически не наблюдается. И благодаря нынешним властям, по мнению многих специалистов, страна была фактически спасена от вовлечения в военный конфликт с Россией.
Открытие второго фронта обсуждалось не раз, это для правящих сил всегда выступало как основное противоречие между Западом и Грузией», - говорит профессор.
Но сейчас ситуация резко изменилась, после того как все увидели новую политику администрации Соединенных Штатов во главе с Трампом по отношению к Евросоюзу и Украине, отметил он.
«Я думаю, что сейчас главная задача, которую ставят перед собой грузинские власти, каким-то образом дождаться, без серьезной встряски, того времени, когда администрация Трампа обратит свои взоры не только на Грузию, но и на весь Южный Кавказ. От этого будет зависеть очень многое. Не будем греха таить, администрация Байдена ввела санкции против многих государственных деятелей и политиков Грузии, прежде всего из правящей «ГМ». И скорее всего, нынешний разворот Вашингтона будет иметь решающее значение для того, каким путем пойдет Грузия дальше. И вопрос о геополитической ориентации Грузии сами наши власти не станут откладывать в долгий ящик. Так что, время ждать», - заключил Начкебия.