Иранская ядерная интрига: как мир отреагирует на новый вызов? Экспертные мнения на Caliber.Az
Иран может объявить себя ядерной державой до конца года, воспользовавшись моментом, когда политическое будущее Соединенных Штатов остается туманным на фоне напряженной президентской гонки. Об этом сообщает Fox News со ссылкой на экспертов.
«Я думаю, это реальный вариант. Имею в виду, если бы я был Ираном и собирался это сделать, я бы сделал это сейчас, потому что Байден ничего не предпримет», — сказал Джеймс Карафано, вице-президент по исследованиям внешней и оборонной политики в The Heritage Foundation.
По словам Карафано, Дональд Трамп в случае победы на выборах не собирается начинать конфликт с Тегераном и «в первый же день бомбить Иран», и власти исламской республики это понимают.
«Неважно, могут они развернуть ядерное оружие или нет. Они просто скажут это, и все взбесятся. Они могут сказать: «Ну, мы объявляем себя ядерной державой сейчас и будем защищать себя с помощью ядерного оружия», — полагает аналитик.
До этого депутат иранского парламента 12-го созыва и бывший член парламентской комиссии по национальной безопасности и внешней политике Ирана Ахмад Ардастани предположил, что Тегеран уже обзавелся ядерным оружием.
Если рассуждать реально, насколько велика опасность того, что Иран может разработать или уже разработал ядерное оружие? Если это случится, что это изменит в нашем регионе?
Своим мнением по этим вопросам поделились с Caliber.Аz известные иностранные обозреватели.
Как заявил израильский эксперт, профессор политических наук Университета Ариэль в Самарии и Университета Бар-Илан Зеэв Ханин, в принципе, о том, что получение Ираном ядерного оружия — лишь вопрос политического решения, говорят давно.
«Все компоненты у них есть. В конвенциональной войне против Израиля и тем более проамериканского альянса (США-Израиль-умеренные суннитские режимы саудовского блока) Тегеран, скорее всего, не устоит. Поэтому ядерный статус, как они, вероятно, надеются, станет сдерживающим фактором и заодно «зонтиком» над иранскими прокси, типа хуситов или «Хезболлы».
Но может случиться и обратное: такая декларация («мы — ядерная держава») может спровоцировать мощный превентивный удар того же альянса», — заметил профессор Ханин.
Эксперт по Ближневосточному региону, аналитик Украинского института будущего Илия Куса заявил в свою очередь, что никто доподлинно не знает, насколько реально сейчас разработано Ираном ядерное оружие.
«У нас нет точных данных, которые дали бы понять, на каком этапе находится этот процесс. Все сходятся во мнении, что иранцы близки к тому, чтобы получить в какой-то момент этот опасный вид оружия. Но об этом говорят постоянно уже несколько лет, и я думаю, что окончательного решения по этому поводу в Иране еще не приняли. Понятное дело, они исходят из того, что если на выборах в Соединенных Штатах победит Трамп, то иранцы должны будут ускорить процесс разработки, чтобы иметь возможность защищать себя и торговаться с Вашингтоном, предотвращая таким образом потенциальное нападение из-за океана. Потому что при Трампе велика вероятность, что он опять будет пытаться давить на Иран, в том числе, возможно, с использованием силы», — говорит эксперт.
Он считает, что если Иран объявит себя ядерным государством, скорее всего, это запустит гонку ядерных вооружений на Ближнем Востоке.
«Ядерное оружие захотят заполучить те страны, которые уже имеют специалистов, материалы, промышленную и энергетическую базу для того, чтобы начать реализацию таких планов. Это Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Египет. И, скорее всего, возникнет проблема, мол, вот, остальным тоже хочется заиметь ядерное оружие, чтобы сбалансировать для региона ситуацию с Ираном.
Понятно, что это займет у них годы, но будет нарушен вот этот безъядерный баланс. Однако теперь этот баланс окончательно исчезнет, если атомную бомбу получит Иран и объявит об этом официально. А пока что, я так понимаю, Тегеран занял выжидательную позицию и будет смотреть на результаты президентских выборов в Штатах», — заключил Куса.