«Потенциал создания альянса Азербайджан-Турция-Пакистан огромен» Раза Мухаммад в гостях у Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с президентом Исламабадского института политических исследований (IPRI), отставным генералом пакистанской армии Разой Мухаммадом.
От редакции: Посол, генерал-майор Раза Мухаммад занимал различные престижные командные и штабные должности, работал дополнительным секретарем в Министерстве оборонного производства Пакистана. После выхода в отставку был назначен послом Пакистана на Маврикии, Мадагаскаре, Сейшельских и Коморских островах. Раза Мухаммад был исполнительным директором Армейского благотворительного фонда и советником президента Национального университета обороны в Исламабаде (NDU).
Служил в Королевстве Саудовская Аравия, прошёл курсы штабной службы в Германии. Работал преподавателем в ведущих военных учебных заведениях, таких как Военная академия Пакистана (Какул), Кветтаский командно-штабной колледж и NDU. С 2018 года преподает на факультете современных исследований в NDU. Р. Мухаммад регулярно участвует в национальных и международных конференциях и семинарах в качестве спикера по вопросам CPEC (Китайско-пакистанский экономический коридор), Кашмира, Афганистана, безопасности, борьбы с терроризмом и др.
- Господин Мухаммад, как Вы считаете, на каком этапе находятся азербайджано-пакистанские отношения в настоящее время?
- Исламская Республика Пакистан была одной из первых стран, признавших независимость Азербайджанской Республики 12 декабря 1991 года. Дипломатические отношения между двумя государствами были установлены 9 июня 1992 года. Пакистано-азербайджанская дружба имеет большой потенциал, который необходимо реализовать. За последние 25 лет экспорт Пакистана в Азербайджан увеличился на 10,8% в годовом исчислении - с $932 тыс. в 1996 году до $12,1 млн в 2021 году. Решительная позиция Пакистана в отношении территориальной целостности Азербайджана и осуждение агрессии Армении свидетельствуют о стремлении Исламабада к углублению двусторонних связей с Баку. Мы рассматриваем Азербайджан как важную страну с огромным торгово-экономическим потенциалом. Исторические культурные и религиозные связи были наглядно продемонстрированы, когда народ Пакистана проявил солидарность с Азербайджаном в связи с Карабахским конфликтом.
- Азербайджан признателен Исламабаду за его поддержку в Карабахском вопросе. Насколько хорошо осведомлено пакистанское общество об армяно-азербайджанском конфликте?
- Постоянная поддержка Пакистаном позиции Азербайджана находит отклик и среди пакистанского населения. Пакистан использовал все меры для осведомления общественности об этом споре. В результате этих усилий большая часть населения получила общее представление о конфликте. Пакистанское государство использовало различные стратегии цифровых СМИ для привлечения внимания не только международного сообщества, но и собственного населения, чтобы вызвать более широкий резонанс в мире в поддержку Азербайджана против армянской агрессии.
- Каков, по-Вашему, потенциал формирования трёхстороннего союза между Азербайджаном, Турцией и Пакистаном?
- Потенциал трехстороннего альянса между тремя странами огромен. Существует большая вероятность создания альянса, которая объясняется общими интересами Баку, Анкары и Исламабада. Эти три страны поддерживали друг друга в трудные времена. Совместное заявление Азербайджана и Турции по кашмирскому конфликту, поддержавшее позицию Пакистана, является проявлением братских связей. Отношения между тремя народами остаются прочными наряду с недавними военными учениями под названием «Три брата», которые также свидетельствуют о растущем сотрудничестве в области обороны.
- Как война России в Украине сказывается на Пакистане? Какую позицию занимает Исламабад в этом вопросе?
- Эта война затронула весь мир, включая Пакистан. Нарушение цепочек поставок и рост мировых цен на нефть и продовольствие экономически сказались на Пакистане. Наша страна импортировала пшеницу из Украины, что составляло почти 30% от ее общего потребления. Пакистан обычно придерживается политики невмешательства во внутренние дела других стран, особенно в вопросах конфликта между суверенными государствами. Исламабад исторически подчеркивает важность мирного разрешения конфликтов путем диалога и переговоров. Он часто отстаивает принципы суверенитета, территориальной целостности и права наций определять свою судьбу.
Тем не менее, эта война обострила соперничество между США и Китаем, которое ведет мир к новой блоковой политике. Пакистан будет избегать присоединения к тому или иному лагерю.
- Я бы хотела спросить Вас о ситуации вокруг бывшего премьер-министра Имрана Хана. Может ли она привести к гражданской войне в стране?
- Я вынужден не согласиться с этим. Политическое руководство остается неотъемлемой частью демократических процессов в стране. В истории Пакистана было много протестов и людей, требующих соблюдения своих прав, независимо от того, правы они или нет, но нет ни малейшего шанса для начала гражданской войны в стране.
- Известно, что Имран Хан выступал за тесное сотрудничество с Турцией, Россией и Китаем, что вряд ли нравилось США. Возможно ли вмешательство внешних сил в ситуацию со смещением Хана?
- Пакистан остается приверженцем дружественной политики со всеми странами. Пакистан уже заключил контракт на поставку российской нефти, отношения с Китаем получили новый импульс, а Турция остается братской и дружественной нам страной. Давление со стороны США, если таковое будет, надеюсь, не будет воспринято никаким пакистанским правительством.
- К чему, на Ваш взгляд, может привести противостояние между Китаем и США?
- На эту тему было очень много споров. Возвращение политики холодной войны и политики лагерей усложнило мировой порядок. Пакистан занимает твердую позицию, заявляя, что не будет участвовать в блоковой политике. В стремлении сдержать Китай США создают новые альянсы и активизируют уже существующие. В стратегии INDO-Pacific (Индо-Тихоокеанская область) Индия названа стратегическим партнером в Азии. Ее готовят в качестве оплота политики США, которая привела к асимметричности в регионе и превратила Индию в высокомерное государство, грубо нарушающее права человека и подвергающее людей преследованиям на религиозной почве как в незаконно оккупированном Нью-Дели Джамму и Кашмире, так и в континентальной части страны.
Фарах Мамедли