«При Макроне ждать потепления между Баку и Парижем не стоит» Игорь Игнатченко на Caliber.Az
Буквально на днях еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым заявила, что Брюссель высоко ценит поддержку и помощь Азербайджана и выразила готовность к расширению сотрудничества с ним в энергетике. В октябре 2022 года на церемонии открытия интерконнектора Греция - Болгария в Софии азербайджанский президент Ильхам Алиев заявил, что Баку к 2027 году планирует удвоить ежегодные поставки природного газа в Европу, доведя их до 20 млрд кубометров и больше. Присутствовавшая на церемонии председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен назвала Азербайджан надежным и ключевым партнером ЕС.
А вот французский сенатор Бруно Ретайо, напротив, планы по расширению энергетического сотрудничества между ЕС и Азербайджаном назвал «ударом в спину армян». И во Франции такого мнения придерживаются целый ряд подпитываемых богатой армянской диаспоры политиков.
Чтобы прояснить причины провокационного заявления, сделанное под диктовку армянских пропагандистов, и возможную реакцию ЕС на подобные высказывания, Caliber.Az обратился к кандидату исторических наук, франковеду, доценту Института общественных наук РАНХиГС Игорю Игнатченко.
И. Игнатченко по этому поводу напомнил, что французский сенатор Ретайо, представляющий партию «Республиканцы» в сенате, является одним из ведущих лоббистов проармянской политики Франции на Южном Кавказе.
«Ретайо также является председателем международной информационной группы сената Франции по Нагорному Карабаху и был одним из главных инициаторов принятия верхней палатой французского парламента в 2020 году резолюции «о признании независимости Нагорного Карабаха», - сказал Игнатченко.
Можно констатировать, считает российский политолог, что в сенате обозначились группы лоббирования интересов Армении, которые через парламент стараются оказывать давление на правительство Франции. Также не стоит забывать, уверен он, что высказывания отдельных французских политиков не обязательно отражают официальную позицию французского президента и его правительства.
Другое дело, что во Франции рассматривают Азербайджан как прокси-силу Турции, с которой в последние годы у Франции крайне напряженные, почти враждебные отношения, подчеркивает И. Игнатченко.
«Ситуация осложняется еще и предельно низким качеством личных отношений между главой Франции Эммануэлем Макроном и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Поэтому в годы президентства Макрона трудно было предположить серьезное улучшение отношений между Францией и Азербайджаном», - убежден франковед.
Кандидат исторических наук в то же время отметил, что сейчас трудно сказать, займут ли власти Европейского союза проармянские позиции, что автоматически может прервать энергетическое сотрудничество с Азербайджаном.
«Во-первых, заявления отдельных политиков пока никак нельзя считать официальной позицией Парижа, поэтому едва ли на данном этапе французское правительство будет оказывать давление на Евросоюз с тем, чтобы Брюссель отказался от соглашений с Баку. Кроме того, Евросоюз сейчас обеспокоен проблемами энергетической безопасности и диверсификацией поставщиков энергоресурсов. Насколько сохранится такой прагматичный подход в будущем, еще предстоит выяснить. Однако думаю, что пока преждевременно говорить о противостоянии Франции и ЕС по вопросу энергетического сотрудничества с Азербайджаном», - резюмировал И. Игнатченко.