Россия, Украина и угроза ядерного Армагеддона Экспертные мнения на Caliber.Az
Президент США Джо Байден заявил на днях, что риск ядерной войны ныне самый высокий со времен Кубинского ракетного кризиса 1962 г. (более известного как Карибский кризис), поскольку официальные лица Кремля открыто говорят о возможном применении тактического ядерного оружия после массовых неудач на Украине.
Байден, более того, заметил, что достаточно хорошо знает Владимира Путина, и он отнюдь «не шутит, когда говорит об использовании биологического, химического или тактического ядерного оружия». А все потому, считает американский лидер, что российская армия в украинской войне «значительно недорабатывает».
«Мы не сталкивались с перспективой ядерной катастрофы со времен Кубинского ракетного кризиса, и угроза со стороны Путина реальна», - подчеркнул Байден, предупреждая мир, что локальное использование тактического ядерного оружия может быстро выйти из-под контроля и привести к глобальной войне. В то же время он предполагает (или надеется?), что можно, наверное, нанести ядерный удар, но «не закончить все армагеддоном».
Во всяком случае, по словам Байдена, официальные лица США ищут дипломатический выход. Вернее, пока в США пытаются понять, в чем для Путина заключается этот самый выход, ведь ему важно не только собственное лицо сохранить, но и власть в стране, в данном случае - РФ, не потерять.
Если верить Байдену, а судя по всему, в этот раз он очень близок к истине, риск ядерной войны в последние месяцы основательно возрос. В том, что Путин словами не разбрасывается, все уже успели убедиться. И, тем не менее, действительно ли мир сейчас накануне первого применения в военных действиях ядерного оружия, вследствие чего с достаточной степенью вероятности разразится глобальная война с участием ядерных потенциалов всех имеющих такие арсеналы держав? Насколько прав Байден в своих опасениях?
На эти более чем актуальные сегодня вопросы Caliber.Аz отвечают известные иностранные эксперты.
Несколько более оптимистично относится к намерениям Москвы и возможным их последствиям для мира российский политический аналитик, колумнист Deutsche Welle Константин Эггерт. Однако и он считает, что сбрасывать со счетов возможность применения Путиным ядерного оружия не стоит. «Хотя думаю, что он это сделает только в двух случаях: либо тогда, когда под угрозой окажется существование его власти, либо когда станет реальной полная потеря Крыма», - говорит Эггерт. При этом он напоминает, что ранее Путин никогда не вступал в конфронтацию, борьбу с противником, который был заведомо сильнее его. В этом смысле, авантюра в Украине в 2022 году скорее исключение, и, судя по всему, Москва действительно недооценила силы и решимость украинского руководства, армии и народа, делает вывод эксперт.
«Поэтому мне кажется, что высказывания Байдена - это всё же больше предупреждение на всякий случай, чем разговор о чем-то очень реальном сегодня. Российское руководство прекрасно понимает, что применение ядерного оружия на театре военных действий — это гигантский риск. При этом очевидно, что Россия окажется в этой ситуации полностью беззащитной, потому что у нее просто не останется в этот момент никаких союзников. И в этом смысле я уверен, что такого рода акт для российского руководства будет практически самоубийственным. Но, конечно же, учитывая все его просчеты последнего времени, исключить такое нельзя», - признает Эггерт.
А по наблюдениям доктора военных и политических наук, грузинского военного эксперта Вахтанга Маисая, угрозы Путина – не более чем шантаж, и элементы именно ядерного шантажа он пустил в ход.
«Есть такая теория. Согласно ей, российский президент использует для этого элементы ядерной триады. Как известно, он отправил стратегическую ядерную субмарину «Белгород» в Арктику и поставил ее на боевое дежурство номер два, то есть привел в повышенную боевую готовность.
А также была информация, что Киев бомбили стратегические бомбардировщики Ту-95. К тому же идет переброска некоторых самоходных артиллерийских систем, которые могут атаковать позиции противника субтактическими ядерными зарядами», - перечислил эксперт имеющиеся в действиях России признаки ядерной шантажа.
«Но лично я думаю, что дальше шантажа Москва не пойдет. Ведь она даже не дезавуирует мораторий, который Советский Союз подписал в 1990 году. Все члены «ядерного клуба» придерживаются этого моратория. Он касается запрета на проведение всех ядерных испытаний – наземных, подземных, подводных и так далее. Его до сих пор никто не нарушил. А вот стратегией ядерного шантажа, надо признать, Россия манипулирует очень искусно», - подчеркивает Маисая.
Латвийский политический аналитик, доктор филологических наук, независимый журналист, в прошлом сотрудник американского Национального демократического института международных отношений (НДИ) Алекс Григорьевс полностью разделяет мнение Байдена. Нельзя не согласиться с американским президентом в том, убежден он, что к угрозам и возможности использования ядерного, биологического и химического оружия следует относиться максимально серьезно.
«Напомню, что угроза применения ядерного оружия уже представляет собой военное преступление. Кроме того, согласно Будапештскому меморандуму, Великобритания и США обязаны вступиться за Украину, если ей будет угрожать страна, владеющая ядерным оружием», - отметил эксперт.
Такие угрозы и тем более их исполнение переносят российскую агрессию против Украины в совершенно другую плоскость, считает он. После этого, предупреждает Григорьевс, очень трудно найти аргументы против признания России террористическим государством, исключения ее из ООН, в особенности же лишения статуса постоянного члена Совета безопасности и международной военной акции в целях ее усмирения.
«Россия сама ставит себя вне закона. А все попытки дать возможность Москве сохранить лицо, найти дипломатическое решение, кроме основанного на капитуляции России и смене власти в ней, я считаю крайне вредными. В Кремле они однозначно расцениваются как признак слабости, что коллективный Запад, по выражению международной особы с низкой социальной ответственностью от журналистики Маргариты Симоньян, дал заднюю. В Кремле понимают только силу», - сказал Григорьевс.
Его мнение поддерживает и генерал-майор запаса Службы безопасности Украины (СБУ), заместитель председателя СБУ с марта 2014 по июнь 2015 года, директор Агентства по реформированию сектора безопасности Виктор Ягун. К сожалению, уверен он, к угрозам России надо относиться серьёзно - у нее нет больше аргументов для давления на Украину и мировое сообщество для выхода из сложившейся ситуации.
«Но надо понимать, что время для шантажа Москва выбрала неудачно. Упустила она время, ее уже никто не боится ни в Украине, ни в мире, а про последствия возможного необдуманного шага уже все очень подробно, по пунктам, лично объяснили представители США, Великобритании и НАТО.
Если говорить отдельно про Украину, то нас уже никто, ничто и никак не остановит, даже ядерный удар. Мы будем идти только вперёд, к Победе», - заключил генерал Ягун.
Самир Ибрагимов