Серж Саргсян: от верховного главнокомандующего до политического нуля Монолог всеармянского «Чебурашки»
Бывший токарь на Ереванском электротехническом заводе, бывший первый секретарь Степанакертского горкома ЛКСМ Азербайджана, заведующий отделом пропаганды и агитации Степанакертского горкома КП Азербайджана, бывший министр обороны самопровозглашённой «нкр», бывший министр обороны Армении и, наконец, бывший президент Армении. Всё это — Серж Саргсян, иронично именуемый в Армении «Чебурашкой».
В настоящее время иначе как политический лузер его не назовёшь. За ним сохранился единственный статус — председатель Республиканской партии Армении (РПА).
Именно в этом статусе он выступил с речью на заседании, посвящённом 35-летию основания РПА. То была речь пустого места, имеющего большую обиду на армянское общество и живущего несбыточными мечтаниями, вытекающими из непомерных амбиций.
«Сегодня настало время не только спросить себя, почему мы выбрали Республиканскую партию в прошлом, но и к чему мы готовы в настоящем и будущем Армении? Ответ на этот вопрос определит, будет ли 40-я или 50-я годовщина основания нашей партии отмечаться в суверенном армянском государстве, или же она просто останется в памяти на страницах истории вместе с нашим государством», — заявил Серж Азатович.
На все эти вопросы уже ответило время. Семь лет назад произошло событие, ставшее началом его политического конца.
14 апреля 2018 года РПА и партия АРФ «Дашнакцутюн» предложили кандидатуру действующего на тот момент президента Армении Сержа Саргсяна на пост премьер-министра. Цель была очевидна — попытка удержания Саргсяном власти в Армении, но уже из кресла премьер-министра, а не президента страны. Чем всё это закончилось? По всей Армении начались акции протеста. Прошла «Шашлычная революция» под лозунгами «Сделай шаг, отвергни Сержа» (включая хэштег #RejectSerzh), «Опусти оружие, отвергни Сержа!», «Полицейский, присоединяйся!», «Против Сержа, подай сигнал».
Движение против Саргсяна стало общенародным. Все призывы самого Сержа Азатовича, как и на тот момент главы МО Армении Вигена Саргсяна о важности диалога, оказались пустым звуком. Оказалось, что они не имеют никакой власти даже над армянской армией. Верховный главнокомандующий оказался не в силах воспрепятствовать участию в «Шашлычной революции» армянских военнослужащих. Итог — Серж Саргсян был свергнут. Днём 23 апреля 2018 года он подал в отставку.
«Никол Пашинян был прав. Я ошибся. В сложившейся ситуации есть несколько решений, но ни на одно из них я не пойду. Это не моё. Я оставляю должность руководителя нашей страны» — попытался изобразить хорошую мину при плохой игре тот, кто получил увесистый пинок под зад от всего армянского народа.
После случившегося Саргсян надолго исчез из публичного поля. Напомнить о себе он решил в июне 2021 года на внеочередных парламентских выборах в Армении. Они прошли вскоре после поражения Армении в 44-дневной войне. Истерия в армянском обществе, недовольство действующей властью были запредельными. Именно этим пытались воспользоваться все бывшие руководители Армении, в том числе и Серж Саргсян. Они пытались вернуться в большую политику на волне обвинений в адрес Никола Пашиняна. Но и этого у них не получилось! За партию «Гражданский договор» свои голоса отдали почти 53% избирателей.
Особенно звонкой была очередная оплеуха, данная армянским обществом именно Сержу Саргсяну.
Коалиция «Честь имею», возглавляемая Артуром Ванецяном, в которую вошли РПА и партия «Отечество», еле-еле преодолела пятипроцентный порог. Всего 66 000 человек проголосовали за этот альянс. И это при том, что в РПА рапортуют о наличии в её рядах 180 000 членов! Таков реальный «авторитет» Сержа Саргсяна в армянском обществе — ниже плинтуса. Перед нами — политический ноль, отчаянно пытающийся снова стать политической единицей.
Соответственно, отвечая на поднятый Саргсяном вопрос о будущем РПА, можно уверенно предсказать, что эта партия в Армении будет существовать и дальше, но исключительно в декоративном формате — в качестве политической бутафории.
Все речи армянского «Чебурашки» могут быть интересны только узкому кругу тех, кого он сказочно обогатил в период своего пребывания у власти. Но, конечно же, справедливость требует выступления Сержа Саргсяна в ином месте и в ином статусе.
Буквально вчера на судебном процессе по уголовным делам в отношении бывших лидеров карабахской хунты прозвучало очередное доказательство его причастности к большому числу чудовищных преступлений против Азербайджана. Показания свидетеля Абрамяна Артура Арташесовича, допрошенного в своё время в рамках этого уголовного дела, начатого в Генеральной прокуратуре СССР, стали тому подтверждением: Серж Саргсян по предварительной договорённости занимался вооружением армянских незаконных вооружённых формирований, действовавших на территории Карабаха.
Ранее Давит Ишханян, так называемый «председатель парламента» преступного режима, отвечая на вопросы гособвинения, подчеркнул, что «армией» самопровозглашённого режима управлял некий «комитет самообороны», руководителями которого являлись Серж Саргсян и Самвел Бабаян.
Поэтому Серж Саргсян весьма гармонично выглядел бы в бакинском суде — рядом с Аркадием Гукасяном, Бако Саакяном, Араиком Арутюняном — отвечая на вопросы обвинения. Пусть благодарит судьбу за то, что пока у него есть возможность дышать пьянящим воздухом свободы, пытаясь оправдать своё очевидное политическое лузерство.