Шараханья Пашиняна Может, лучше прислушаться к месседжам из Баку?
Как же предсказуема Армения! В особенности в аспекте мировой геополитики. Как говорится, то вашим, то нашим. Но в случае с Ереваном еще и третьим, четвертым и т. д. Что проявляется и в контексте неоднократных дезавуированиях премьер-министром Армении Николом Пашиняном самого себя, с чем мы сталкивались не единожды, и аналогичных проявлениях на международной арене. Когда вслед за объяснениями любви к определенной стране моментально следуют объятия с другой. После чего вполне естественным для Армении оказывается проявление геополитической нежности к третьим и т. д.
Вот и на нынешнем историческом этапе мы вновь сталкиваемся с аналогичным международным поведением Армении. Так, продолжающийся сериал развития армяно-российских отношений то на обострение, то на сближение (но обязательно с какими-то оговорками) соседствует вроде как с прозападной ориентацией. Почему «вроде как», ежели тесно-сестринское взаимопонимание, например, между Арменией и Францией налицо? Да по той простой причине, что, наряду, скажем, с закупками французского оружия, Ереван уверенно лидирует на линии реэкспорта подсанкционных товаров в Россию. Хотя непосредственно Париж, вкупе с Брюсселем, Берлином и Вашингтоном, гневно осуждает такой подход к делу со стороны своих союзников. Но в случае с Арменией все эти столицы молчат. Может, по той причине, что они получают удовольствие от вхождения в Армению через широко распахнутые Ереваном двери и окна с различных сторон?
Возможно, считают маститые аналитики, в этом все и дело. Так как в Армении соседствуют масса лиц и организаций с различных регионов мира. Скажем, уже сколько времени на территории вроде суверенной Армении функционирует биноклеобразная шпионская миссия, именуемая гражданской, направленная в Ереван по желанию Франции и Германии (под патронажем Евросоюза). Сюда же устремился представитель американского оборонного ведомства, причем конкретно во внутрь Министерства обороны Армении. Но это уже особо никого не удивляет, так как американо-армянские военные учения стали явью. А сегодня глава наблюдательной миссии Евросоюза в Армении Маркус Риттер и политический советник спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе обсудили с командующим погранслужбы войск СНБ РА Унаняном вопросы расширения сотрудничества.
И вдруг внезапно на горизонте прорисовывается в корне иное внешнеполитическое направление Армении — иранское. Нет проблем, воскликнет кто-то из наших читателей, назвав данный выбор проявлением сбалансированности международного почерка Армении. Да, на первый взгляд ситуация так и может быть воспринята. Но на поверку мы видим метания, даже шараханья официального Еревана, т. е. проявление все того же принципа — то вашим, то нашим, то чужим и т. д. Некоторые эксперты громогласно задаются вопросом, каким образом Армения, зная неприятие Тегераном каких-либо поползновений в наш регион третьих стран, объясняет свой выбор лидерам Ирана? Быть может, что-то предлагает интересное взамен? Правда, немало наблюдателей обращают внимание на молчание соответствующих структур Ирана в связи с уверенным проникновением в Армению военных, представляющих западный истеблишмент. Но в обсуждаемом нами разрезе интересен именно подход Еревана ко всему этому, пусть эксперты и считают, что, возможно, между Ираном и некоторыми странами Запада имеются неафишируемые договоренности на сей счет.
К слову, на прошлой неделе печально известный своими провокационными выпадами в адрес Азербайджана посол Ирана в Армении Мехди Собхани опроверг распространенную порталом Iran International информацию о заключении Ереваном и Тегераном военно-технической сделки на сумму около 500 млн долларов. Мы лишь фиксируем этот нюанс, не более. Так вот, где гарантия, что данная линия Еревана не приведет на каком-то этапе к проблемам для Армении? Вопрос этот далеко не праздный в свете последних заявлений, прозвучавших в преломлении к Южному Кавказу из Тегерана и Вашингтона. Буквально на днях Никол Пашинян представил президенту Ирана Масуду Пезешкиану проект, известный как «Перекресток мира», разрекламировав его в качестве пути к разблокированию межрегиональных каналов связи, что, однако, не вызвало интереса у иранской стороны. Параллельно обсуждался вопрос модернизации пункта пропуска на границе Армения-Иран. Но значительно интереснее оказалась встреча армянского премьера с аятоллой Хаменеи. Последний заявил армянскому премьеру, что «Иран считает Зангезурский коридор вредом для Армении», а также, что «иностранцы не должны создавать ограничения для отношений стран с соседями».
Озвученная Тегераном позиция известна давно, только вот, опять-таки, интересно, насколько долго Еревану будет удаваться метаться между мировыми столицами, если, например, как о том делятся информацией почти все армянские ресурсы, помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен, наоборот, актуализировал разблокирование коммуникаций на Южном Кавказе? Да еще с таким уклоном, что в случае успешного «открытия маршрута из Центральной Азии через Армению и Азербайджан» центральноазиатские государства «будут гораздо в меньшей степени зависеть от России и Китая и получат больший доступ к мировым рынкам». Ну а далее О'Брайен подчеркнул, что на трехсторонней встрече Пашиняна, госсекретаря США Энтони Блинкена и главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен была подтверждена «новая платформа по снижению зависимости Армении от России». С констатацией необходимости предпринятия таких шагов, чтобы добиться исчезновения «зависимости Армении от России в экономическом и энергетическом плане». В свете чего он приветствовал «храбрые шаги» премьера Армении, заключающиеся в «разрыве с Россией».
Интересно, не правда ли? А потому на повестке дня и проявляется вопрос о том, на что надеется Армения, кочуя между различными странами с различными геополитическими интересами?
Ну да ладно, видимо, у армянского правительства есть уверенные ответы на все вопросы. Мы же позволим себе завершить данный материал сказанным вчера представителем президента Азербайджана по особым поручениям Эльчином Амирбековым. Как он высказался в рамках онлайн-семинара в вашингтонском Гудзоновском институте, «если мы говорим о долгосрочном, устойчивом и необратимом мире, открытие Зангезурского транспортного сообщения является одним из тех непосредственных результатов мира, который может быть на пользу не только Азербайджану, но даже в большей степени на пользу Армении. Потому что из-за оккупации азербайджанских земель в течение почти 30 лет Армения была полностью изолирована в регионе и лишена участия в каких-либо экономических проектах на Южном Кавказе».
Так, может, для Еревана лучше прислушаться к месседжам из Баку, нежели продолжать искать непонятно какие политико-экономические дивиденды из регионов, где об Армении уж точно никто не позаботится?
Теймур Атаев, специально для Caliber.Az