Рваные раны Ирана Размышления Эмина Галалы
В мире немало аномальных стран. Каждая аномальна по-своему, но у государств-изгоев есть универсальные общие черты: агрессивное поведение по отношению к другим странам, поддержка терроризма, бедность и авторитарный стиль управления, зачастую сочетающийся с тотальной неуправляемостью. Если представить «отбор» в не слишком завидную компашку как «многоборье», мало кто придет к финишу с такими бесспорными результатами, как Тегеран, преуспевший по всем показателям.
Разработка оружия массового поражения? Есть. Попытки убедить мир в том, что ядерная программа носит мирный характер сродни попытке доказать, что «Хезболла» - общество исследователей фарси. Связи с террористами? Есть. Уже упомянутая «Хезболла» была создана в Ливане в 1982 году как филиал одноименной иранской организации. Агрессивное поведение и угрозы в адрес других стран? Есть. Кровавый след тянется в Ирак и Сирию, Йемен и Ливан. Даже Украина познала прелести иранского лицедейства. Лев на старом флаге Ирана отбросил меч и стыдливо закрыл лапами морду, а солнце померкло от неуклюжей лжи. К слову, «Широ Хоршид» (лев и солнце), символ страны до исламской революции, все чаще мелькает в разных точках мира.
Мы об «изгойстве» Ирана знаем хорошо. Даже слишком. Открыто поддержавший Армению Иран руководствовался, конечно же, своими интересами. Но и духовное братство любителей урвать чужое тоже сыграло роль. Кстати, для Армении многолетняя трогательная дружба с Ираном стала дилеммой. С одной стороны, Иран – единственный «брательник» в регионе, который не только закрыл глаза, но и поощрял захватнические телодвижения. Но сегодня на «дружбана» ополчился весь цивилизованный мир. Армения не может продавать Западу сказки об оплоте христианской цивилизации, противостоящей экспансии мусульманских орд. Как же при этом братковаться с самой оголтело-сертифицированной «ордой» – иранской? Несостыковочка.
Под чалмами мулл копошились «достойные» мысли. Армения хапнула кусок Азербайджана в 90-ых, а Иран, когда придет время, заграбастает все остальное. И будет править, опираясь на шиитских фундаменталистов из тех, кто называет детей Хомейни. Школу госуправления в Нардаране можно создать. Да? А вот и нет. Накося, Куся, выкуси. Эти самые чалмы все чаще летят в пыль…
Иран не просто авторитарен. Это одна из немногих теократий мира, где система государственного управления построена на религиозном фанатизме и всячески укрепляет этот щит, призванный оградить белобородо-благовидных (но не благочестивых) старичков от правды. Правды, которой все громче и громче требует иранский народ, уставший от издевательств.
О том, что случилось недавно в посольстве Азербайджана в Тегеране, знает весь мир. И есть только одно объяснение – целенаправленные враждебные действия. Если Тегеран не согласен с этой версией, то обязан принять вторую – в Иране нет системы государственного управления. Здесь не функционируют правоохранительные органы. Это государство-банкрот. Только в забытой Богом далекой африканской стране атака на посольство может продолжаться 20 с лишним минут на глазах у сотрудников полиции и при проинформированных о нападении спецслужбах. Что, не были проинформированы? Полицейский из будки не позвонил? Тогда подайте в отставку, все стражи «джомхурийе исламиййе Ирон». Вы – позор когда-то великой страны. Ахемениды, парфяне и Сасаниды вертятся в гробу, видя как те, кто называет себя их потомками, превращают их родину в дурную шутку на потеху земному шару.
Многие годы живущий надеждой положить конец национальной независимости Азербайджана Иран сам подходит к финишу авантюры, начавшейся в 1979. Каким он будет, сказать сложно. Фанатики способны на многое, при этом Иран обладает мощными человеческими ресурсами.
Нам нужно привыкнуть к мысли о том, что недавние события как мирового, так и регионального масштаба на фоне победы Азербайджана в 2020 году вынудили Иран показать истинный звериный оскал. Намерения Тегерана отныне не скрыты под дежурными фразами о дружбе. Сегодняшние власти Ирана останавливают только опасения последствий открытой агрессии против Азербайджана. А они будут, причем последуют молниеносно.
Мы ранее высказывали мысли о неизбежности антагонизма между Ираном и Азербайджаном, и недавние события лишь подчеркивают противоречия. Однако желание Ирана повышать ставки в своей геополитической игре ведет Тегеран к концу его многолетнего блефа. Раны Ирана множатся, причем наносит их себе само иранское руководство, тем самым загоняя себя в угол.
Если верить иранской пословице, то есть три категории врага – враг, враг друга, и друг врага. К сожалению, официальный Тегеран своими действиями доказал, что прочно занимает место в каждой из таких категорий для Азербайджана.