Арабская улица и тюркский проспект Площадка под фундамент расчищена
Президент Азербайджана Ильхам Алиев в ходе официального визита в Абу-Даби встретился с президентом Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) его Величеством шейхом Мохаммедом бин Зайедом Аль Нахайаном. Известно, что двух лидеров связывают теплые дружеские отношения. Также напомним, что наши страны связывают тесные экономические связи, устойчиво растет товарооборот и взаимные инвестиции. Намечен ряд проектов в области альтернативной энергетики, в том числе в Карабахском и Восточно-Зангезурском экономических районах.
На встрече Ильхам Алиев сказал, что поддержка, оказанная ОАЭ Азербайджану в ходе дебатов по региону Южного Кавказа в Совете Безопасности ООН, высоко оценивается, является примером дружбы и братства.
В ходе визита правительственной делегации между SOCAR и Masdar подписано еще одно соглашение о разработке ветряных и солнечных электростанций в Азербайджане мощностью 4 ГВт. Напомним, что компания уже задействована в проекте строительства солнечных электростанций в Гарадаге.
16 января президент Алиев выступил с речью на Неделе Устойчивого развития, проходящей в Абу-Даби, куда он был приглашен президентом Аль Нахайаном в качестве почетного гостя. Глава нашего государства подчеркнул роль, уделяемую Азербайджаном возобновляемым источникам энергии, и намерением стать ее экспортером.
Отталкиваясь от этого визита, попытаемся охватить геополитический контекст отношений Азербайджана с арабским миром.
Тысяча и одна деталь
Эта встреча стала одной из вех закрепления связей Азербайджана с арабским миром. В этой связи необходимо также вспомнить участие в качестве почетного гостя лидера Азербайджана на саммите Лиги арабских государств (ЛАГ) в Алжире в начале ноября прошлого года.
Выстраивая наши отношения с арабскими государствами, мы, разумеется, прежде всего руководствуемся нашими национальными интересами. В то же время, нас связывает с арабским миром общий духовный фундамент – Ислам. Этот фактор обуславливает существование единых этических принципов, нуждающихся в политическом выражении на международной площадке. В этой связи, в наших интересах объединение арабского мира по целому ряду вопросов. Нам нужно формировать и защищать повестку в поддержку стран «третьего мира», несправедливо выброшенного на периферию неолиберальной глобализации, сообща противодействовать как исламофобским тенденциям, так и маргинальным террористическим течениям, выступающим от имени Ислама. Азербайджан, имея хорошие отношения с большинством арабских стран, обладает громадным потенциалом для модерации как между самими арабскими странами, так и с внешними акторами, такими как Израиль и Турция. Знаменательно, что Азербайджан сыграл важную роль в недавней нормализации отношений между самими этими субъектами ближневосточной политики.
Упомянув Турцию, важно осознавать ключевую роль этой страны, как нашего главного стратегического союзника, в контексте наших отношений с арабским миром.
Отношения Турции с арабскими странами полны противоречий. С другой стороны, Ближний Восток, после десятка лет революционных и военных потрясений, политических и дипломатических кризисов, начиная с 2020 года демонстрирует любопытное движение к интеграции. До идиллии еще далеко, но практически все игроки так или иначе стали проявлять волю к нормализации отношений. Складывается впечатление, что некий фактор способствует оптимизации данных процессов в интересах всех сторон. Экспертное сообщество склонно видеть таким фактором снижение престижа и роли США в регионе. США долгое время были гарантом безопасности как монархий Персидского залива, так и Израиля. Однако военная интервенция в Ирак буквально взорвала регион, наводнив его десятками террористических и полу-террористических групп, часть которых поддерживает вечный соперник арабских стран и Израиля – Иран. Вывод военного контингента США из Ирака и Афганистана также не способствовал сохранению имиджа Штатов в качестве надежного военного союзника. В этих условиях арабские государства и, вероятно, Израиль, встали перед необходимостью просчитать новые варианты построения системы безопасности в регионе. Добавим к этому увязание России в Украине и вытекающее отсюда снижение активности на Ближнем Востоке. Здесь история ставит своеобразный вызов Турции, как вероятному гаранту безопасности и арбитру региона. Турция выдержала экзамен на отлично, продемонстрировав твердость в катарском кризисе в 2017 г., защитив эту маленькую страну от мощного натиска коалиции Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна.
Теперь же мы наблюдаем поступательное налаживание отношений Турции как с Саудовской Аравией, так и с ОАЭ. Показательным в этом смысле также являются заявления Реджепа Тайипа Эрдогана о готовности Турции возобновить отношения с Египтом, и даже начать диалог с режимом Асада в Сирии.
Еще одним сигналом, возвещающим о запуске процесса большого ближневосточного диалога, служат пока еще официально не подтвержденные слухи о предстоящем визите президента Египта ас-Сиси в Баку. Если это подтвердится, то событие можно назвать историческим. Это будет первый визит главы одного из самых крупных арабских государств в Азербайджан. В свете уже высказанных нами мыслей о модераторской роли Баку, позволим себе предположить, что в повестке встречи также будет и посредничество в переговорах Египта с Турцией.
Таким образом, тандем Турция – Азербайджан может стать одним из ключевых звеньев в намечающемся процессе создания новой системы безопасности на Ближнем Востоке.
Арабский мир крайне сложен и противоречив. Несмотря на существование ряда интегрирующих организаций, главной из которых является уже упомянутая ЛАГ, он не может выступать в качестве единого субъекта на международной арене. Как бы не сетовали арабские идеалисты, ситуация скорее закономерна – слишком широка и рассеянна география арабского мира, слишком велики противоречия экономического и ментального плана между странами, чтобы можно было говорить о единой позиции. В свете этого замечания, наличие неарабского арбитра и партнера в лице Турции и ее союзника-модератора Азербайджана может послужить делу консолидации арабского мира по важным вопросам международной повестки.
Самой болевой точкой Ближнего Востока является палестино-израильский конфликт. Возрастающий авторитет Азербайджана на международной арене, возможно, призывает нас присоединить наши усилия к посредническому процессу между сторонами, каждая из которых близка нам по целому ряду факторов.
Нормализация отношений Израиля с рядом арабских стран (вспомним Соглашения Авраама 2020 г между ОАЭ, Бахрейном и Марокко с одной стороны и Израилем, с другой) породили надежду на если не скорое решение палестинского вопроса, то по крайней мере на складывание положительной динамики в этом процессе. Сигналы, идущие от Израиля о желании создать израильско-арабскую оппозицию иранской ближневосточной экспансии, негласно свидетельствуют о решимости Израиля сделать определенный шаг навстречу мирному урегулированию конфликта с Палестиной. Как говорится, поживем – увидим.
Нам, в свою очередь, очень важно помножить наши связи с арабским миром на тюркскую интеграцию. Процесс может и должен дать синергический эффект создания нового мощного голоса на международной арене. В свете последних заявлений Ильхама Алиева о необходимости реформирования СБ ООН с включением в его постоянные члены на ротационной основе одной мусульманской страны и одной страны-участницы Движения неприсоединения, позволяет предположить, что Азербайджан имеет необходимый потенциал для того, чтобы стать точкой сборки нового геополитического субъекта – международного исламского сообщества в тесной связке с прочими «забытыми» странами, в котором проживает более половины населения Земли, и который до сих пор лишен возможности влиять на мировые процессы.
Площадка для фундамента арабско-тюркского партнерства расчищена. Будет ли на ней заложена основа прочного здания, или «поселится» вялотекущий долгострой – зависит от воли множества лидеров. Вместе с тем, необходимо отметить, что независимо от того, насколько быстро и успешно такой субъект будет создан, сам факт усилий Азербайджана в этом направлении придает нашей стране огромный международный авторитет и укрепляет нашу государственность. А это само по себе хорошо.