Армения: дрейф к катастрофе Обзор Артема Кирпиченка
На этой неделе в ереванском аэропорту «Звартноц» состоялась церемония, посвященная выводу российских пограничников, которые до сих пор принимали участие в обеспечении пограничного контроля в этой стране. Инициатива прекращения сотрудничества принадлежала армянской стороне, которая 6 марта 2024 года уведомила об этом российскую сторону. По мнению премьер-министра Армении Никола Пашиняна, этот «вопрос носит рабочий, а не политический или геополитический характер», но наблюдатели придерживаются иного мнения. Однако и российские, и армянские, и зарубежные наблюдатели считают, что вывод российских пограничников — это еще один шаг нынешнего армянского правительства в дистанцировании от России.
По сообщению помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Джеймса О'Брайена на слушаниях в комитете по иностранным делам Сената, Соединенные Штаты работают над тем, чтобы создать предпосылки для разрыва традиционно прочных армяно-российских отношений и приветствуют «храбрые шаги», предпринимаемые премьер-министром Армении Николом Пашиняном в этом направлении. В рамках этой политики Конгресс США по ассигнованиям уже одобрил законопроект на 2025-й финансовый год, предусматривающий помощь Армении в размере 65 миллионов долларов на «реформы» и «евроатлантическую интеграцию». Впрочем, не вызывает сомнений, что эти средства пойдут на перевооружение армянской армии.
По мнению специалистов Центра Карнеги, начало процессу разрушения отношений между Россией и Арменией было положено в 2018 году, а в 2022 году он получил дополнительное ускорение. Формально страны продолжают контакты на высшем уровне, а экономические отношения даже стали еще прочнее, после того как Ереван стал важным транзитным хабом, соединяющим Россию и Запад. Высшие лица двух стран воздерживаются от публичной критики в адрес друг друга, и в пресс-релизах стороны пока еще говорят на языке партнерства. Но политики второго эшелона и эксперты куда более прямолинейны и заявляют о «недружественных шагах».
В период с 2019 по 2023 г.г. число армян, определявших отношения с Россией как «хорошие», сократилось с 93% до 31%. Теперь главным внешнеполитическим партнером страны рассматривается Франция, а второе место занимают США. Правительство Пашиняна делает все, чтобы разорвать существующие связи с Россией. Так, согласно российской статистике, в 2020 году в РФ проживало 946 тысяч армян, а с учетом трудовых мигрантов их число могло доходить до 2.5 миллионов человек. Нынешние власти Армении стараются направить поток армянских гастарбайтеров и студентов на Запад. В 2023 году Пашинян создал Службу внешней разведки, поскольку большинство сотрудников армянской Службы национальной безопасности прошли обучение в академиях ФСБ. Предпринимаются меры для сокращения российского влияния в армянских вооруженных силах.
На международной арене режим Пашиняна предпринимает знаковые шаги, демонстрирующие антироссийский дрейф. Он встречается с Владимиром Зеленским и Светланой Тихановской, замораживает участие Армении в ОДКБ, размещает на армянской территории шпионскую миссию ЕС под эгидой ЕС. В свою очередь, Европарламент в марте 2024 года приветствовал желание Армении добиваться статуса кандидата в Европейский союз. На следующий месяц госсекретарь США Энтони Блинкин, верховный комиссар ЕС Жозеп Боррель и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйн на встрече с Пашиняном передали ему недвусмысленное послание о военно-политической поддержке. Уже упомянутый выше помощник госсекретаря США Джеймс О'Брайен во время визита в Ереван в июне этого года пообещал Армении расширенные стратегические отношения. Европейский союз обещал Армении 270 млн. евро в течение четырех лет, в дополнение к уже существующим инфраструктурным проектам.
Здесь, правда, следует подчеркнуть разницу между словами «предоставили» и «пообещали». Как заявил заместитель министра иностранных дел России Михаил Галузин: «Никакой Запад не сможет заменить нас». В настоящее время 3500 армянских компаний принадлежат российским собственникам. Среди них Зангезурский медно-молибденовый комбинат, крупнейший корпоративный налогоплательщик Армении, железные дороги, газопроводы и горнодобывающие компании. Армения также зависит от российского импорта. В отчетах Всемирного банка за 2024 год сказано: «На Россию приходилось 98 процентов импорта Арменией пшеницы, пшеничной муки, подсолнечного масла и других злаков; почти 35% всего импорта сельскохозяйственных товаров; 39 процентов птицы в 2021 году... На Россию также приходится более 50 процентов импорта хлеба, макаронных изделий, выпечки. Кроме того, Россия является основным источником удобрений для Армении (38% в 2021 году), что является вкладом в местное производство продовольствия. Таким образом, спонтанные изменения политики и перебои с поставками из России могут представлять значительную угрозу продовольственной безопасности Армении».
Армения крайне зависит от России и в вопросах поставок энергоресурсов. В 2022 году Ереван импортировал из России 85% газа, который необходим также для работы тепловых электростанций. Эксперты отмечают, что «Армения фактически полагается на импорт топлива из одной страны для производства почти 70% своей электроэнергии, что вызывает обеспокоенность по поводу диверсификации поставок».
В итоге, делая оценки политического положения Армении, иностранные наблюдатели отмечают, что, не урегулировав отношения с Баку и Анкарой, эта страна находится в состоянии цугцванга, положение в шахматах, когда любой ход ведет к проигрышу. Пашинян мечтает о союзе с Западом и интеграции в ЕС, но против него играют экономика и геополитика. Путь на конфронтацию с Россией ведет к неизбежным экономическим проблемам. Военная и экономическая помощь Запада будет только вызывать раздражение у соседних стран, подстегивая региональную гонку вооружений, которую Ереван не способен выиграть.
Таким образом, нынешний курс армянского правительства — это не выход из тупика, а балансировка между риском войны, конфронтация с Россией и шанс окончательно превратиться в «фейл-стейт» на Кавказе.