Армянская церковь вновь поднимает паству на войну с Азербайджаном Непонятно, во имя чего и кого
28 сентября по завершению мероприятия в Эчмиадзине, именуемого «чином освящения Mира» (проводится раз в 7 лет), католикос всех армян Гарегин II в очередной раз выступил с агрессивными призывами по отношению к Азербайджану. В данном контексте эксперты обращают внимание на призыв Гарегина II к «помазанным Mиром бояться Бога и быть бесстрашными перед врагом». По словам Гарегина II, данный «завет всегда сопровождал наш народ. Миро стало нашей кровью, которая дает нам силы преодолевать испытания». На фоне чего некоторые порталы привели призыв церковнослужителя к международному сообществу «сдержать экспансионистские устремления Азербайджана и его требования», т. к. «злодеяние против арцахцев было совершено не только по отношению к ним, но и ко всему армянскому народу». Тем самым ни на йоту не сменяющая свой воинственный дискурс армянская церковь актуализировала тему о «врагах и крови», параллельно продолжая причитать о сталкивании «Армении и армянского народа с серьезными угрозами и потерями». Наверняка подоплека произнесенного Гарегином II 28 сентября ясна всем.
Весьма симптоматично, что последовавшее следом (29 сентября) мероприятие, именовавшееся «переосвящением главного собора» и вход на которое осуществлялся по пригласительным билетам, почтили Никол Пашинян с супругой, президент, спикер парламента, члены правительства Армении. Что произошло, согласно армянским источникам, «несмотря на глубокие разногласия с Первопрестольным Эчмиадзином». Непосредственно в присутствии первых лиц страны Гарегин II продолжил свою агрессивную риторику, даже ужесточив ее.
Согласно армянским источникам, по его словам, «взирающий на Арарат Святой Эчмиадзин на протяжении веков ведет армянский народ по пути спасения», в связи с чем борьба против армянской церкви означает «борьбу с армянской идентичностью, самим существованием и нанесением урона армянской государственности». Посему «любой шаг по обесцениванию миссии Святого Эчмиадзина означает попытку ослабить нашу нацию, подорвать основы независимой и суверенной жизни», в свете чего католикос громогласно заявил о важности «воспитания во имя победного будущего». Куда уж более откровенно? Не прерывая своей воинственности, без каких-либо тормозов Гарегин II ведет регион к войне. Хотя, конечно же, с учетом истории армянской церкви ничего нового на этой стезе не происходит.
На фоне чего можно отметить, что активнейшее участие во всех этих церемониях принял известный российский олигарх Самвел Карапетян, которого представляли «крестным церемонии Освящения Мира».
В данном контексте, на взгляд ряда аналитиков, просматриваются определенные подводные мотивы, проявившиеся во время диалога Карапетяна с журналистами. Так, отвечая на один из прозвучавших в его адрес вопросов, он опроверг распространившуюся информацию о планах армянского правительства «отобрать у него» «Электросети Армении». Обратив в этой связи внимание на принадлежность Карапетяну холдинга «Ташир», также владеющего Разданской ТЭС и рядом других компаний, журналисты напомнили, что из-за имевших место в Ереване летом этого года отключений электричества на правительственном заседании 5 сентября Пашинян отрицательно высказался о «качестве электроснабжения» в Армении.
Как бы то ни было, факт остается фактом, что в два предыдущих дня российский «крестный» армянского происхождения объединил армянскую власть с Эчмиадзином. На несколько часов или на более длительный срок, не суть важно. Главенствующим тут видится отсутствие дезавуирования со стороны правительства агрессивных по отношению к Азербайджану призывов Гарегина II.
А если взглянуть на происходящее чуть шире, то проявляется вообще довольно интересная картина. Как мы уже отмечали, армянский поп Гапон (Баграт Галстанян) несколько дней назад проинформировал о начале со 2 октября «новой фазы борьбы — периоде победы и света». При этом борьбу он обрисовал «упорной, неотступной, последовательной», лишь избежав фразы о ее «победном конце», наверное, прекрасно прогнозируя развитие возможной ситуации. Но главное же, в понимании Галстаняна, это поднять народ непонятно во имя чего и кого.
Другое дело, можно ли назвать спонтанным столь четкое совпадение по срокам воинственных заявлений Гарегина II и Баграта, который к тому же подчеркнул, что предварительно уже обсуждены «все наши действия, методология, тактика». Так насколько случайно совпадение линии официального, так сказать, Эчмиадзина и архиепископа в лице армянского Гапона? Да и ночной обстрел 28 сентября, осуществленный подразделениями вооруженных сил Армении с позиций населенного пункта Алмалы Кешишкендского района в направлении Юхары Бузгов Бабекского района Нахчыванской Автономной Республики, случаен ли?
Да и с этим ладно. Вот спрашивается, если 28 сентября католикос говорил об освящении мира, то как он может поднимать свою паству на войну против Азербайджана? Интересно, знаком ли Гарегин II со сказанным архиереем Сербской православной церкви ХХ века, святителем Николаем Сербским (Велимировичем) о том, что «война человека против человека есть следствие войны человека против Бога»? Видимо, нет. Потому, наверное, ему целесообразно прислушаться к святителю и призвать своих сторонников сделать вывод.
А для господина Галстаняна было бы желательнее понять об обязательности победы света над мраком и тьмой, что и продемонстрировали итоги Второй Карабахской войны. Как гласит Евангелие, «и свет во тьме светит; и тьма не объяла его» (Ин. 1: 5).