Европа на перепутье: Брюссель в поисках выхода из геополитического тупика Размышления Теймура Атаева
Европа медленно, но верно закипает. Основная причина чего проявляется в том, что привыкшая жить под зонтиком США (причем не только в области безопасности) нынешняя Европа оказалась абсолютно обезличенной. А разве не к этому всё шло на протяжении последних десятилетий, когда европейский континент, некогда формировавший для всего мира политико-экономическую и культурно-философскую мысль, перестал лидировать в данном направлении? Но могло ли быть по-другому, ежели повсеместно лоббируемые Брюсселем т. н. «либеральные ценности» отторгнули от этих идей даже ряд европейских государств, которые реально сопротивлялись нивелированию своих национально-духовных корней?
Как бы то ни было, но на сегодня и сейчас Европа закипела по многим направлениям. В свете чего, прежде всего, обратим внимание на митинговую волну в некоторых европейских странах. Забурлил Белград, вследствие чего вице-премьер Сербии Александар Вулин хозяином «цветной революции в Сербии» окрестил «глубинное государство» США, которое мечтает «сорвать мирные инициативы президента Трампа», а также «отдельные европейские разведслужбы». Данная линия направлена «на разрушение Сербии и приход к власти в стране политиков, готовых жить под диктовку Запада, вплоть до участия в антироссийских санкциях». В связи с чем Вулин не исключил «радикализации толпы в ближайшее время».
Продолжаются протестные акции и в Словакии, организуемые ассоциацией «Мир Украине», которая призывает к финансовой подпитке акции по приобретению боеприпасов для армии Украины. 21 марта тысячи словаков в различных городах страны вновь подвергли резкой критике «пророссийскую политику и авторитарные тенденции» в деятельности премьер-министра Словакии Роберта Фицо. Среди лозунгов демонстрантов — отставка правительства, по словам ораторов, «капитулировавшего перед Россией» путем остановки поставок оружия Киеву. На этом фоне Фицо, аналогично первым лицам Сербии, также заявил о внешнем следе нарушения правопорядка в стране, проявляющемся в инициировании антиправительственных акций структурами, «находящимися на связи со словацкой оппозицией и зарубежными силами».
Аналогичные демонстрации прошли в марте и в Венгрии — под крылом оппозиционной партии TISZA. Лозунги те же — отставка премьер-министра Венгрии Виктора Орбана и кадровые изменения в составе правительства. Как высказался лидер TISZA Петер Мадьяр, «обманывающие собственный народ должны быть отброшены на помойку истории». В ответ Орбан, заявив, что пришло время уничтожить «теневую армию» НПО и политиков, которым «платят из США и Брюсселя», пообещал расправиться с политиками и журналистами, получающими иностранное финансирование.
Наверняка читатели прекрасно сориентировались в том, по какой причине именно Венгрия, Словакия и Сербия оказались дестабилизированы. На фоне чего европейские лидеры так и не удосужились выработать единую позицию ни по аспекту миротворцев в послевоенной Украине, ни по ракурсу уже набившей оскомину темы гарантий безопасности для Киева. Вот и премьер-министр Великобритании Кир Стармер 23 марта в очередной раз заявил, как Украине будет сложно «без надежных договоренностей в сфере безопасности», вне которых «президент России Владимир Путин рано или поздно нарушит возможную сделку». Да, Лондон, как и Париж, обнародовал намерение предоставить своих миротворцев для Киева после подписания мирного соглашения между Украиной и Россией. Но Германия пока и близко не рассматривает этот вопрос с точки зрения его положительного для Киева разрешения (правда, официальный Берлин проявил себя на стезе принятия законопроекта, допускающего использование сотен млрд евро на оборонные и инфраструктурные проекты).
В свою очередь, завершился фиаско и недавний саммит лидеров Евросоюза, так как собравшиеся провалили идею Верховного представителя ЕС по внешней политике Каи Каллас о предоставлении 5 млрд евро в целях закупки 2 млн боеприпасов для Украины. Итоговый документ всего лишь проконстатировал напоминание Евросовета о намерении внешнеполитического ведомства ЕС «координировать увеличение военной поддержки Украины со стороны стран-членов Евросоюза и других государств-участников на добровольной основе». Знаковым контекстом в происшедшем проявился тот факт, что предложение Каллас было отклонено, несмотря на видеообращение президента Украины Владимира Зеленского с фиксацией необходимости для Киева средств на артиллерийские снаряды «как можно скорее». Но, но, но…
На фоне же отсутствия реального единства на евроконтиненте лидеры Евросоюза продолжают вновь и вновь окунаться в безвыигрышное для себя болото инициирования акций населения европейских стран против правых партий. Будто не понимая, что от 20 до 30 процентов этого же населения на местных и общенациональных выборах отдали свои голоса как раз за кандидатов от правых. Игнорируя данный факт, первые лица Евросоюза инициируют митинги против этой ветви политической жизни стран. Вот и в конце прошлой недели во Франции на улицы вышло почти 100 тысяч человек. Да, внешне они требовали «положить конец расизму и дискриминационной политике», но, скажем, более 20 тысяч парижан, выступив против обстановки, «поощряющей и поддерживающей язык ненависти и экстремизма», высказались о неприятии правых партий, в особенности в «атмосфере правого сдвига во французской политике».
В свою очередь, в Амстердаме (Нидерланды) свыше 10 тысяч человек участвовали на митинге антирасистской ассоциации Comité 21 Maart, объявленном как протест «против расизма, фашизма и ультраправой политики». При этом СМИ в обоих случаях обратили внимание на наличие у митингующих флагов Палестины, а демонстранты во Франции открыто критиковали ближневосточную политику Елисейского дворца, обвиняя Эммануэля Макрона «в соучастии в антипалестинских акциях Израиля». Весьма симптоматично, что ближневосточное направление проявилось и на саммите ЕС, о котором говорилось выше. Как отмечалось по итогам форума, лидеры ЕС, высказав сожаление в связи «с возобновлением насилия в секторе Газа, где в результате израильских авиаударов погибло более 500 человек, среди которых много детей», призвали «к восстановлению режима прекращения огня и освобождению заложников». Как подчеркивают в данном аспекте аналитики, данный крен европейской политики является своего рода сигналом Брюсселя Вашингтону о несогласии с политикой трамповской администрации в преломлении к Ближнему Востоку.
Вместе с тем в глобальном плане Европа все же пытается смягчить кризисные явления во взаимоотношениях Вашингтона и Брюсселя. Что однозначно просматривается из заявления главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен о причинах откладывания ЕС до середины апреля введения ответных мер против конкретных отраслей в США в плане увеличения таможенных пошлин. Как она выразилась, «мы отрицательно относимся к теме пошлин, которые вредны для потребителей по обе стороны Атлантики, поэтому продолжаем активные переговоры с администрацией США. Но при этом последствия наших ответных мер не меняются».
Наверное, даже кратко зафиксированные выше отдельные эпизоды из современной европейской жизни однозначно свидетельствуют о довольно сильной геополитической потерянности Европы, из которой она никак не может выбраться. Парадокс же тут в том, что как раз реальный политический «наезд» американской администрации на Брюссель (что в Мюнхене, что следом) вроде должен был способствовать тому, чтобы Брюссель оперился и, так сказать, звучно стукнул по столу, проявив себя не только на словах. Однако на данный момент этого им не удается. Возможно, лидер победившей на февральских выборах в Германии партии ХДС/ХСС и вероятный будущий канцлер страны Фридрих Мерц раньше всех осознал, что «когда в товарищах согласья нет», то лучше действовать самостоятельно. Вот Берлин и начал предпринимать свои шаги, как минимум в плане укрепления собственной обороноспособности. Другое дело, а насколько эти шаги Берлина будут восприняты всеми союзниками ФРГ «на ура»? Да, сейчас они вроде как промолчали. А вот как будет дальше, мы продолжим с интересом наблюдать.