twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2024. Все права защищены..

Иран атакует Израиль: LIVE

АНАЛИТИКА
A+
A-

Форум SPECA в Баку: дорожная карта для евразийской логистики Расклад Caliber.Az

22 Ноября 2023 09:41

В этом году исполняется 25 лет со дня основания специальной программы ООН для экономик стран Центральной Азии (ЦА), Афганистана и Азербайджана – SPECA, нацеленной на укрепление субрегионального сотрудничества в сфере транспорта, торговли, развития делового сотрудничества. На фоне происходящих в евразийском регионе конфликтов и сложнейших перемен программа SPECA обретает новые смыслы и цели. Текущие и перспективные задачи этой структуры накануне обсуждались в Баку, где в рамках недели SPECA состоялось 18-е заседание рабочей группы по торговле и был проведен форум «Превращение региона SPECA в глобальный коммуникационный хаб».

По инициативе стран участниц SPECA Генеральная Ассамблея ООН приняла проект резолюции о праздновании 25-летия этой региональной программы: в резолюции, озаглавленной «Трансформация нашего мира: повестка дня 2030 для устойчивого развития», отмечается важная роль SPECA, способствующей взаимопониманию, экономическому сотрудничеству и региональному развитию стран-участниц. Напомним, что специальная программа ООН – SPECA была учреждена в 1998 году в целях развития экономик стран, не имеющих прямого выхода к открытым морским пространствам: в настоящее время эта структура объединяет в своих рядах Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Афганистан. Примечательно, что первые три государства из приведенного списка уже два с лишним десятилетия позиционируются как важнейшие региональные поставщики углеводородного сырья. Впрочем, в структуре экспорта остальных участников организации SPECA еще недавно преобладали другие виды сырьевых товаров – хлопок, зерно, разнообразные минеральные ресурсы. Однако, в последние годы на фоне развития ненефтяного производства заметно увеличилась доля продуктов с высоким уровнем добавленной стоимости - продовольствия, топлива, минеральных удобрений, полуфабрикатов для химической промышленности, продукции черной и цветной металлургии, транспортных средств, текстиля и т.д.

Причем вместе с ростом взаимного товарооборота и экспорта в страны Ближнего Востока, Европу, государства региона SPECA в последние несколько лет оказались вовлечены в потенциально огромное транзитное пространство, берущее начало в Китае и Юго-Восточной-Азии и простирающееся до Турции и стран Европы. Эти процессы стали усиливаться еще пять лет назад с запуском азербайджано-казахстанской инициативы -Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), связующей логистику стран ЦА с Турцией, и активно используемой Китаем в рамках проекта «Один пояс, один путь» в основном для перевалки контейнерных мультимодальных блок-поездов. Весьма перспективен для реализации инициатив SPECA и реализуемый с 2019 года Азербайджаном, Туркменистаном и Афганистаном маршрут LapisLazuli.  

Примечательно, что перечисленные выше и другие маршруты входящие в логистику Среднего коридора, обрели качественно иное значение в последние два года, на фоне российско-украинского конфликта и фактически полного разрыва транспортного сообщения между Европой и РФ. В свете этих обстоятельств поменялись целеполагания и для участников программы SPECA: первоначальные локальные задачи регионального характера предстоит трансформировать в качественно высокий международный уровень.         

Новые цели планируется обсудить в Баку, где в рамках недели SPECA стартовал экономический форум под названием «Превращение региона SPECA в глобальный коммуникационный хаб», в ходе которого обсуждались перспективы преобразования программы ООН в стратегическую региональную платформу, разработки новых транспортно-логистических стратегий, решения общих проблем государств-членов, в том числе создание доверительного фонда в рамках программы. В рамках мероприятий форума и 18-го заседания рабочей группы по торговле, в работе которых участвуют главы экономических ведомств стран региона, представители профильных структур ООН, Организации тюркских государств (ОТГ), предстоит также обсудить совместную работу в сфере цифровой трансформации данных и их обмена в цепочке поставок и транспортного сообщения, развития «зеленых» инициатив в регионе SPECA, обозначить перспективы развития Среднего коридора на фоне новых глобальных вызовов.

«Расширение возможностей железнодорожной инфраструктуры стран SPECA, а также ускорение процесса оцифровки документов между участниками этой программы может ощутимо увеличить объем грузоперевозок в регионе», - сообщил во время Бакинского форума SPECA 2023 заместитель исполнительного секретаря ООН по экономике Дмитрий Марьясин. Он добавил, что устранение недочетов в администрировании цепочки поставок может снизить транспортные расходы до 30%, в свою очередь к 2040 году контейнерные перевозки по ТМТМ могут вырасти в четыре раза и достигнуть 200 тысяч.

Отметим, что в этом направлении предпринимаются необходимые шаги: так, в ноябре прошлого года профильные структуры Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции приняли пятилетнюю дорожную карту, нацеленную на синхронное расширение транспортной инфраструктуры маршрута и выявления узких мест для устранения задержек при транзитных перевозках. В частности, стороны договорились совместно сокращать сроки доставки грузов, улучшить процесс информирования о дислокации подвижного состава, устранять административные барьеры и т.д. Еще одна цель - цифровизация проходящего по ТМТМ грузопотока, что многократно упростит и ускорит логистику и позволит расширить мультимодальный компонент в грузоперевозках. В целях беспрепятственного и ускоренного пропуска грузопотоков и оперативного решения возникающих вопросов между портами ТМТМ функционирует виртуальный диспетчерский центр. Также участники SPECA внедряют механизмы упрощенных таможенных процедур, налажен обмен анализами customs-рисков за счет обеспечения предварительного обмена информацией, после того как анализ таможенных рисков станет доступным для всех стран региона, отпадет необходимость в дублировании контрольных мер, и это заметно сократит потерю времени при прохождении грузов через границы.

«Товарооборот между Азербайджаном и странами-участниками SPECA за 10 месяцев текущего года составил $1,2 млрд, что на 16% больше аналогичного периода прошлого года. Следует отметить растущую динамику взаимной торговли между нашими странами: в прошлом году товарооборот составил $1,3 млрд, что в 3,6 раза больше, чем в 2021 году», - заявил министр экономики Азербайджана Микаил Джаббаров. Как отметил министр, страны-участники программы ООН обладают немалым потенциалом и ресурсами для развития регионального сотрудничества в различных направлениях, и вместе с формированием транспортно-логистической инфраструктуры предстоит развивать сотрудничество в сферах туризма, агропрома экологии. «Необходимо уделять внимание экологической устойчивости транспортных сетей, инвестируя в «зеленые» устойчивые системы, путем интеграции возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и сокращения выбросов углекислого газа», - сказал М.Джаббаров. Министр подчеркнул, что в контексте программы SPECA предстоит развивать энергетическое взаимодействие: «и это не только передача электроэнергии или поставки нефти и газа, это ключ к раскрытию всего потенциала региона как глобального хаба».

В рамках 18-го заседания рабочей группы SPECA по торговле были рассмотрены вопросы содействия торговому обороту между государствами-участниками SPECA, аспекты расширения мультимодального компонента в перевозках, упрощения таможенных процедур и цифровизации логистики, а также обозначены приоритетные задачи, которые рабочая группа будет осуществлять в течение ближайших 2-3 лет.

Ключевая роль в процессах реформы SPECA отводится Азербайджану, вложившему миллиардные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры, и осуществляющему в настоящее время новые амбициозные проекты. В частности, Азербайджан финансирует модернизацию железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, и в будущем году грузопоток по этой дороге будет увеличен с 1-го до 5 млн тонн. Параллельно с этим расширяются возможности Алятского порта, в ходе его модернизации обработка грузов в гавани возрастет с сегодняшних 15 до 25 млн тонн.

Ввиду того, что большинство стран-членов SPECA не имеют выхода к открытому морю, их участие в международных и региональных транспортных коридорах имеет исключительное значение для повышения эффективности национальных экономик. «Азербайджан, наладивший прочные дружеские и деловые связи со странами SPECA, выполняет роль торгово-транспортного хаба между Востоком и Западом для других участников этой программы, и мы ориентируемся на расширение трансграничного сотрудничества», - отметил министр М.Джаббаров.

И это трансграничное сотрудничество стремительно развивается: причем не только с соседями по восточному берегу Каспия - Казахстаном и Туркменистаном, уже третье десятилетие ведущими масштабную перевалку углеводородного сырья и ненефтяных товаров транзитом через Азербайджан. В последнее время активизировалось участие таких участников SPECA как Таджикистан и Кыргызстан в проектах Среднего коридора, в частности Бишкек вместе с Пекином строит железную дорогу Китай - Кыргызстан-Узбекистан, с выходом к каспийским портам Казахстана. В свою очередь, ощутимо нарастившие товарооборот Баку и Ташкент договорились о предоставлении узбекским компаниям площадки для создания в Бакинском международном морском торговом порту (БММТП) собственного терминала, который будут использовать для транзитных перевозок сахара в Узбекистан, а также для других экспортно-импортных операций с нашей страной.

Caliber.Az
Просмотров: 1156

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
instagram
Подписывайтесь на наш Instagram канал
Подписывайтесь на наш Instagram канал
Cамые читаемые
1

Армянская церковь вновь поднимает паству на войну с Азербайджаном Непонятно, во имя чего и кого

2538
30 Сентября 2024 15:01
2

Как Насралла превратил «Хезболлу» в главную опору Ирана? Расклад Шерешевского

2264
30 Сентября 2024 17:03
3

«Голубь мира» накачивает Армению оружием для новой войны с Азербайджаном» Мамедов и Финкель на Caliber.Az

1756
30 Сентября 2024 09:39
4

Бизнес-мост в Персидский залив: Баку привлекает инвесторов Обзор Хазара Ахундова

1493
29 Сентября 2024 09:37
5

Позиции азербайджанской армии в Нахчыванском направлении вновь подверглись обстрелу

1437
29 Сентября 2024 11:34
6

Мартиника и Гваделупа говорят «Нет!» Парижу Расклад Лиманского

1421
29 Сентября 2024 17:35
7

ЛГБТ-повестка как инструмент давления Аналитика Владимира Цхведиани

1297
29 Сентября 2024 12:26
8

Как Байден «потерял» Пашиняна Все ради голосов

1174
30 Сентября 2024 19:10
9

Джейхун Байрамов обсудил с Антониу Гутерришем нормализацию между Баку и Ереваном ОБНОВЛЕНО

1141
29 Сентября 2024 18:53
10

Мир и революционная ситуация Аналитика Евгения Прейгермана

1134
30 Сентября 2024 17:49
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading