«Франции нужно вести диалог не только с Ереваном, но и с Баку» Жан-Доминик Мерше в гостях у Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с французским журналистом, военным экспертом Жан-Домиником Мерше.
От редакции: Жан-Доминик Мерше много лет специализируется на стратегии, обороне и военных вопросах. Работал в газете Libération и аудитором Института высших исследований национальной обороны (IHEDN). Мерше является корреспондентом издания L’Opinion по вопросам обороны и дипломатии с 2007 года.
- Считаете ли Вы, что министру Европы и иностранных дел Франции Катрин Колонне удалось сгладить углы в непростых азербайджано-французских отношениях во время недавнего визита в Баку?
- У меня такое ощущение, что да. Я надеюсь на это, потому что, если Франция хочет играть конструктивную роль честного брокера, она должна уметь поддерживать диалог с обеими сторонами. И, следовательно, быть признанной в качестве надежного собеседника и для Баку. Для достижения этой цели необходима умеренность. В последнее время во французской политике это не всегда так. Мы наблюдали это, например, в Ливане, где инициативы Франции не увенчались успехом. И тем более это касается отношений с Россией...
- Как, по-Вашему, почему отношения Баку-Париж в последние годы не очень хорошо развиваются в политическом плане? Ведь в то же время экономические и энергетические связи развиваются успешно.
- Проблема, очевидно, в Армении. Франция близка с этой страной, тем более после прихода к власти Никола Пашиняна, разделяющего ее демократические и либеральные ценности. Нельзя пренебрегать и сильным политическим влиянием армянской диаспоры во Франции, которая порой более радикальна, чем сам Пашинян. Добавим к этому католических правых, которые привержены защите восточных христиан от ислама. И в целом плохое представление о Турции, с которой ассоциируется Азербайджан.
Если бы не эти факторы, то ничто не мешало бы тесному сотрудничеству между Францией и Азербайджаном во многих областях.
- Французское правительство официально признает Карабах территорией Азербайджана. Почему же тогда мы часто видим одностороннее отношение Парижа к армяно-азербайджанскому конфликту?
- Мы видим явную симпатию Франции к Армении и столь же явное безразличие к Азербайджану. Сколько французов может найти на карте Азербайджан? Но Франция привержена соблюдению международного права и поэтому признает суверенитет Азербайджана над Карабахом.
- Как Вы думаете, у кого больше шансов установить прочный мир между Азербайджаном и Арменией: у США, России или Европейского Союза?
- После вторжения в Украину Россия перестала быть надежным посредником в моих глазах. Как мы можем доверять ей, если ее единственной целью является восстановление имперского господства? Соединенные Штаты и ЕС могут содействовать, но в конечном итоге только два народа и правительства - Армении и Азербайджана - смогут установить прочный мир. Им придется пойти на уступки и отказаться от некоторых вещей, пересмотрев политические нарративы, которые формировались в течение тридцати лет. Это будет болезненно для обеих сторон. Единственное решение заключается в том, чтобы не было ни победителя, ни проигравшего, как это делали Германия и Франция с 1950-х годов. Необходимо всегда искать компромисс.
Фарах Мамедли