Геополитика и нефть Нефтедобывающие страны в плюсе
С начала текущей недели на глобальном рынке зафиксирован рост цен на нефть на фоне усиления геополитической напряженности и опасений перебоев в поставках сырья. Так, цена майских фьючерсов на нефть марки Brent на лондонской бирже ICE Futures накануне достигла $86,82 за баррель. Биржевые котировки растут на фоне эскалации напряженности на Ближнем Востоке, российско-украинского конфликта, также сказывается сокращение добычи в РФ и снижение запасов нефти в США. Рост цен на углеводородное сырье в 2024 году также будет стимулировать политика финансовых регуляторов США и Европы, намеренных перейти к снижению учетных ставок, что поддержит промышленный и потребительский секторы. Впрочем, мировой спрос на энергоресурсы и рост цен на азербайджанскую нефть благоприятствуют отечественной экономике.
В первую половину прошлого года на глобальном сырьевом рынке наблюдался высокий уровень волатильности нефтяных цен, связанный с негативными процессами в мировой экономике и глобальной рецессией в странах Европы, Северной Америки, Японии, Китая и ряда других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В частности, на снижении темпов роста ВВП ведущих стран мира сказывалась борьба с инфляцией, вынуждавшая Центробанки ведущих стран мира резко повысить учетные ставки: в итоге удорожание заемных средств привело к инвестиционному спаду, замедлению производства и спроса на потребительском рынке. Все это в конечном счете обернулось сокращением мирового спроса на углеводородное сырье в минувшем году. Примечательно, что в январе-феврале 2024 года на глобальном сырьевом рынке также наблюдался период неустойчивости спроса и волатильности цен на энергоресурсы.
Некоторая коррекция нефтяных цен в направлении роста наблюдалась осенью прошлого года на фоне обострения палестинско-израильского конфликта в секторе Газа, сыгравшего роль триггера в разблокировке ряда других ближневосточных горячих точек. В частности, с середины ноября прошлого года мятежное движение в Йемене «Ансар Аллах» приступило к атакам ударными дронами и противокорабельными ракетами (ПКР) по грузовым судам и нефтяным танкерам, проходящим через воды Красного моря и Баб-эль-Мандебского пролива. Ситуация вокруг перевалки нефти через Суэцкий канал по-прежнему напряженная, несмотря на ответные действия созданной США и Великобританией международной коалиции.
Влияние ближневосточных конфликтов накладывается на продолжающуюся третий год российско-украинскую войну и санкционные меры, ограничивающие экспорт российской нефти и других энергоресурсов, в том числе на европейский рынок. Между тем, согласно оценкам аналитиков компании StoneX, в результате недавних восьми атак украинских дронов на российские НПЗ нефтеперерабатывающие мощности РФ сократились примерно на 400 тыс. баррелей в сутки. Ну а в целом, по некоторым данным, с учетом прошлого и текущего года спад в нефтяной отрасли одной лишь России может достичь 30%.
Безусловно, сырьевые биржи весьма чувствительны к конфликтам и войнам, иным проявлениям глобального геополитического противостояния, что мгновенно отражается на котировках спотовых цен или ближайших по месяцам нефтяных фьючерсов. Однако в роли ключевых факторов, влияющих на цены на нефть, по-прежнему играют фундаментальные экономические процессы, формирующие долгосрочный спрос. Собственно поэтому к концу первого квартала текущего года по совокупности факторов стали преобладать тренды, способствующие росту цен на нефтяном рынке, и условной отправной точкой этого процесса стали опубликованные в середине марта прогнозы Международного энергетического агентства (МЭА). Согласно оценкам МЭА, потребление нефти в первом квартале 2024 года было повышено на 400 тысяч баррелей в сутки (б/с) — до 102 млн б/с, прогноз на второй и третий кварталы увеличен на 200 тыс. б/с, до 103 и 104 млн б/с соответственно. «Инвесторы ожидают ощутимый спрос на топливо в Китае, тогда как продолжающееся сокращение поставок со стороны ОПЕК+ означает возможность дефицита предложения», — полагает аналитик City Index и Forex.com Фавад Разакзада.
Здесь уместно напомнить, что в апреле прошлого года было принято решение стран ОПЕК+ о сокращении нефтедобычи на 1,66 млн баррелей в сутки в 2023 году, а следом в начале июня достигнуты договоренности картеля и его партнеров о целевом снижении добычи с 2024 года еще примерно на 1,4 млн баррелей в сутки. В начале марта текущего года страны ОПЕК+ вновь подтвердили приверженность добровольным шагам по дополнительному сокращению добычи нефти, что способствует поддержанию стабильности и баланса на нефтяных рынках. Как сообщает агентство Bloomberg, участники ОПЕК+ проведут очередную встречу 3 апреля 2024 года и, вероятно, сохранят действующие ограничения по добыче, так как участники картеля и его партнеры пока не видят необходимости корректировать объемы производства в сторону роста.
Примечательно, что на этом весьма непростом фоне, согласно опубликованным в первой половине марта данным, коммерческие запасы нефти в США сократились на 1,952 млн баррелей, что стало неожиданностью для экспертов. Складывающаяся ситуация подталкивает США к масштабным интервенциям на нефтяном рынке, в то же время уже в апреле здесь намечено нарастить добычу сланцевой нефти: в частности, планируется увеличить объемы извлечения в трех из семи нефтеносных районов Америки, где сосредоточена добыча трудноизвлекаемых запасов.
Вполне очевидно, что вместе с перечисленными факторами оказывать давление на глобальный рынок нефти в текущем году будет и изменение денежно-кредитной политики ведущих Центробанков мира. Так, аналитики Goldman Sachs Group ожидают повышения цен на сырьевые товары в текущем году, поскольку финансовые регуляторы США и ЕС переходят к снижению учетных ставок в целях поддержания промышленного и потребительского спроса. По оценкам экспертов Goldman Sachs, сырьевые товары могут подорожать на 15% в 2024 году на фоне снижения стоимости заимствований, восстановления производства: «Мы видим, что снижение ставок в США в условиях отсутствия рецессии приводит к увеличению сырьевых цен, при этом наиболее сильно растут металлы (в частности, медь и золото), за которыми следует нефть, при этом положительный эффект от более мягких финансовых условий имеет тенденцию к усилению». Постепенный рост «бычьих» трендов на сырьевых рынках подтверждают и другие эксперты: так, по мнению представителей Macquarie, сырьевой рынок вступает в новый цикл подъема, чему способствует сокращение поставок и подъем мировой экономики.
Собственно, уже сегодня, на фоне обострений конфликтов, атак на НПЗ и терактов в Москве, наблюдаются динамичные перемены на сырьевых рынках. Так, в минувший вторник на лондонской бирже ICE Futures цены на майские фьючерсы сорта Brent достигли $86,82 за баррель. В свою очередь, цена контрактов на нефть WTI на май в ходе торгов на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) возросла на 1,64% до $81,95 за баррель. И, судя по всему, это далеко не предел. Еще в октябре прошлого года аналитики Всемирного банка (ВБ) в своем докладе допускали рост средней цены на баррель нефти Brent в 2024 году в пределах от 93–100 долларов в случае дальнейшего обострения глобальных конфликтов.
Но даже при сохранении близких к нынешним показателей Азербайджан однозначно входит в числе бенефициаров глобальных процессов. В частности, уже накануне стоимость барреля азербайджанской легкой нефти марки Azeri Light на базе CIF в итальянском порту Аугуста повысилась на 1,6%, до $88,59. Безусловно, наша страна заинтересована в дальнейшем росте цен на нефть, так как это позволит компенсировать потери из-за объективного снижения добычи нефти на месторождении Азери-Чыраг-Гюнешли (АЧГ) и других офшорных участках. Так, в 2023 году добыча нефти с газоконденсатом в республике перевалила за 30,189 млн тонн, что на 7,5% ниже показателя 2022 года. Этот негативный тренд продолжился и в январе-феврале текущего года: добыча составила порядка 4,772 млн тонн, снизившись на 6,7% относительно первых двух месяцев прошлого года. Тем самым по мере подорожания нефти в 2024 году наша страна могла бы компенсировать часть потерь в ценовом эквиваленте, то есть реализуя сокращающиеся объемы сырья по сравнительно большей цене. Сегодня наша страна экспортирует нефть в 16 государств мира, и, согласно данным Государственного таможенного комитета (ГТК), в январе-феврале 2024 года совокупная стоимость задекларированного экспорта нефти превысила $2,826 млрд, но по поставкам отмечен спад на 13,1% относительно прошлогодних показателей.
Прогнозируемый рост глобальных сырьевых цен позитивен и в операциях по транзиту/покупки туркменской, а в перспективе и казахстанской нефти, переваливаемой через территорию Азербайджана. Напомним, что недавно в Баку был подписан Меморандум о стратегическом сотрудничестве между Госнефтекомпанией Азербайджана (SOCAR) и АО «Национальная компания «КазМунайГаз» в сфере купли-продажи казахстанской нефти, что расширит для нашей страны возможности по покупке и реэкспорту казахстанской нефти. Дело в том, что при покупке партий нефти в странах Центральной Азии наша страна получает определенный дисконт относительно рыночной цены. Более того, в случае восходящих трендов на сырьевом рынке за время доставки танкеров по Каспию, их разгрузки на терминале Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и дальнейшей перевалки до терминала в Джейхане рост мировых цен обеспечивает SOCAR дополнительные прибыли относительно контрактных соглашений.