«ИИ-веганы»: против кого и почему? Размышления Теймура Атаева
Все мы слышали о веганах — людях, которые, в отличие от вегетарианцев, отказались в повседневной жизни не только от потребления всех видов мяса, но и от молока (не считая грудного при вскармливании младенцев), яиц и других продуктов (или добавок), произведённых с использованием животных. Веганы также не используют одежду и предметы быта из материалов животного происхождения (кожа, шерсть и т. д.), вплоть до отказа от посещения мероприятий, где животных используют в развлекательных целях.

Сегодня на глобальной площадке формируется новое движение, сторонников которого называют «ИИ-веганами» — людьми, сознательно отказывающимися от преимуществ искусственного интеллекта (ИИ) в повседневной жизни. Они избегают использования ChatGPT и других форм генеративного ИИ, поскольку не желают, чтобы в их творческой или интеллектуальной деятельности их «подменял» неживой искусственный интеллект.
Прежде всего, к этому движению относят людей, которые не желают участвовать в конкурсах и интеллектуальных соревнованиях, где другие участники без зазрения совести представляют жюри работы, созданные с помощью ИИ. Многие «ИИ-веганы» делились собственным опытом: в качестве эксперимента они обращались к искусственному интеллекту, отправляли на конкурс подготовленные им работы — и в итоге занимали первые места. Именно этот опыт подтолкнул их к решению продолжать отстаивать ценность «серого вещества» и присущей человеку эмоционально-чувственной парадигмы творчества.
Кроме того, представители этого движения подчёркивают, что ИИ по запросу выдаёт уже готовый продукт — текст, мелодию, изображение, — который становится таковым не благодаря самостоятельной работе разума, а вследствие обобщения накопленных в его архивной базе данных, созданных «чужими» людьми. Иными словами, «ИИ-веганы» считают, что ИИ является вором мыслей, рассуждений и творческих находок других авторов.

По мнению ряда экспертов, сложившаяся ситуация принципиально отличается, к примеру, от популярных в своё время шахматных поединков между ведущими мировыми гроссмейстерами и компьютерами. Там официально велась игра «человек против машины». Сейчас же мы наблюдаем совсем иное: конкретный участник, не прикладывая никаких интеллектуальных усилий к созданию работы, участвует в конкурсе на равных с теми, кто трудился самостоятельно.
Именно поэтому «ИИ-веганы» убеждены в аморальности представления жюри работ, созданных за счёт «воровства чужих идей». Пользуясь такими возможностями, полагают они, человек фактически предаёт своё «эго», своё подлинное «Я».
Некоторые воспринимают это движение как протест против «новых форм эксплуатации человека». Но в большей степени неприятие вызывает то, что новый стиль создания интеллектуальных трудов или произведений художников (музыкантов, писателей) фактически означает отказ человечества от самостоятельного мышления.
Подчёркивается и другой момент — формирование в личности определённого мировоззрения самим ИИ, выгодного ангажированным силам. Когда белое может быть представлено как чёрное, а мрак назван светом. В такой модели критический взгляд на происходящее способен постепенно исчезнуть, открывая печальную перспективу отказа от работы души и сердца.
Возникает своеобразная аналогия на андерсеновского Кая из «Снежной королевы», который видел мир исключительно через призму осколков льда, попавших в глаз и сердце, — осколков, программирующих его мысли и стирающих внутренние духовные импульсы.
Сторонники такого взгляда убеждены, что подобный формат жизни, поддерживаемый, в том числе, потоками информации, которую мы получаем даже вне собственной воли — через соцсети и другие цифровые технологии, — имеет вполне конкретную направленность: уничтожение критического мышления в целом.
В основе этого, по их мнению, лежит стремление все тех же ангажированных сил сформировать послушного «живого робота» — своеобразного «зомби» современности, которым со временем станет легко управлять, как ручным механизмом. Ведь представляя на экзаменах или олимпиадах (конкурсах) внешне собственные труды, многие люди даже не чувствуют ответственности, потому что не вникают в суть того, что им создаёт ИИ.

Отсюда и формирующиеся на наших глазах повсеместные безразличие и бездушие. Тем более что некоторые боты (тролли?) открыто призывают нас не реагировать на события в разных регионах мира, уносящие человеческие жизни или приводящие к разрушению домов. Более того, эти же боты (тролли?) фактически формируют моду — на вкусы, на дресс-коды и, самое главное, на мысли.
Архитектура национальной безопасности Азербайджана во многом опирается на стратегию информационной безопасности и кибербезопасности. И здесь также важно вспомнить слова главы государства о том, что, хотя «идеологические провокации против нас продолжаются», они не дают заинтересованным силам никаких результатов, поскольку «им противостоят сильная воля нашего народа и наш национальный дух». Вместе с тем он подчёркивает, что «мы всегда должны быть готовы к этому, разоблачать все грязные игры, ведущиеся против нас».







