Макрон вцепился в Новую Каледонию Французский колониализм во всей красе
В английской версии Caliber.Az опубликована статья, посвящённая колониальной политике Франции в Новой Каледонии. Предлагаем вниманию читателей перевод данного материала.
Высокомерие президента Франции Эммануэля Макрона в очередной раз развеяло надежды на деколонизацию Новой Каледонии. Перед его поездкой на остров в южной части Тихого океана на этой неделе коренное население канаков, выступающее за независимость острова, ожидало, что французский лидер ослабит свою позицию.
Однако колониальный дух предшественников Макрона заставил его погасить свет в конце тоннеля.
Канакский социалистический фронт национального освобождения (FLNKS) - легитимное движение, отстаивающее права коренных канаков, обратился с письмом к французскому лидеру перед его прибытием в Новую Каледонию 26 июля.
В основе письма лежал призыв к освобождению острова от французского колониального господства. Канаки напомнили о нанесённом ущербе и унизительном отношении со стороны колонизаторов, представив свою борьбу за независимость как следствие жестокости французского колониализма. FLNKS также вновь заявил о категорическом несогласии с результатами трех референдумов, проведенных французскими властями с целью сформировать у жителей Новой Каледонии определенный дух – «non à la France» или «avec la France» («не с Францией» или «с Францией»).
«С одной стороны, Франция провела третий референдум 12 декабря 2021 г., а с другой - не выполнила своих обязательств. В каждый решающий момент нашей истории она отдает предпочтение краткосрочным интересам «великой державы» в Тихом океане. Именно поэтому FLNKS протестовал и продолжает выступать против проведения этих референдумов и их результатов», - говорится в письме FLNKS.
«Non à la France» или «Avec la France»
12 декабря 2021 года французская заморская территория Новая Каледония провела третий и последний референдум о независимости, предусмотренный Нумейским соглашением 1998 года. При явке всего 43,87% (80 881 избиратель и 78 467 действительных голосов) официальные результаты на вопрос «Хотите ли вы, чтобы Новая Каледония получила полный суверенитет и стала независимой?» составили 3,50% (2 747) «за» и 96,50% (75 720) «против».
Это кардинально отличается от первых двух референдумов как по явке, так и по результатам. В 2020 году при явке 85,69% результаты составили 46,74% в пользу независимости и 53,26% против. До этого, в 2018 году, при явке 81,01%, за независимость проголосовали 43,33%, против - 56,67%.
Низкий уровень явки на финальном референдуме был обусловлен масштабным бойкотом сторонников независимости, в первую очередь среди коренного канакского населения, возглавляемого FLNKS, что поставило под сомнение легитимность референдума. Тем не менее, 3 июня 2021 г. высший административный суд Франции отклонил иск Канакского сената обычного права о признании результатов референдума 2021 г. недействительными.
Однако в апреле этого года один из ведущих делегатов от Новой Каледонии Рош Вамитан заявил на встрече с премьер-министром Франции Элизабет Борн, что субстантивные переговоры могут начаться только после того, как Франция обозначит курс на предоставление острову полного суверенитета.
Прощай, независимость...
Высказывания Макрона во время его недавнего 48-часового пребывания в Новой Каледонии – заморской территории с населением около 300 тыс. человек - не оставили канакам ни малейшего шанса на завоевание независимости. После традиционной церемонии приветствия в городе Туо 26 июля французский президент провел переговоры с политическими силами Новой Каледонии в Верховной комиссии в столице острова Нумеа.
Макрон достаточно четко сформулировал основной посыл поездки: Франция не отступит от своих прав собственности на Новую Каледонию, иными словами, «да здравствует 170-летний колониализм».
Как сообщает France 24, Макрон заявил, что он не ведет переговоры - процесс, на который не соглашаются силы, выступающие за независимость, - а стремится к «искреннему политическому диалогу».
«После этих трех референдумов я не умаляю разочарования тех, кто поддержал совершенно другой проект, - сказал Макрон, выступая на площади в столице страны Нумеа. – Состоялись три референдума. Новая Каледония - французская, потому что она решила быть таковой. Я стану президентом нового проекта, который хочу построить вместе с вами, - проекта Новой Каледонии в составе Республики».
Лагерь сторонников независимости он назвал «сепаратистами», которые, по его мнению, «выбирают риск насилия». Кроме того, французский лидер заявил, что хочет, чтобы пересмотренный конституционный статус Новой Каледонии был определен к началу 2024 года.
Как все начиналось?
Французы захватили Новую Каледонию в 1853 году и начали использовать её как исправительную колонию. С течением времени коренное канакское население превысило численность потомков европейских поселенцев.
В 1970-80-е годы росло движение за независимость, росло и насилие, кульминацией которого стала резня в пещере на острове Увеа, где погибли 19 канакских воинов.
Последующие десятилетия характеризовались политической борьбой между FLNKS и партией с преобладанием поселенцев «Объединение за Каледонию в составе Республики» (RPCR), которая выступала за сохранение связей с Францией. В 1988 г. между французским правительством, RPCR и FLNKS были заключены Матиньонские соглашения, в соответствии с которыми была проведена реорганизация политических и консультативных органов и предоставлена широкая автономия. Нумейское соглашение было официально подписано в мае 1998 г., одобрено на референдуме в ноябре и принято обеими палатами Национального собрания Франции в марте 1999 года. В числе его положений - изменение статуса с заморской территории на заморскую страну (позднее - уникальную автономию) и проведение трех референдумов о независимости с отсрочкой на 15-20 лет.
Нумейское соглашение, как утверждалось, «положило конец» более чем 140-летнему колониальному правлению Франции в Новой Каледонии. Однако теперь эти 140 лет превратились в 170...
Перевод: Фарах Мамедли