От Демокрита до Пашиняна О первичном и вторичном
Сегодняшний текст будет про очередное абсурдное заявление премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Но в начале я позволю себе совершить экскурс в античные времена, когда греческий философ Демокрит весьма интересно высказался о философском значении первичного и вторичного: «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении — горькое, в мнении — теплое, в мнении — холодное, в мнении — цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота».
Поставленная в античные времена Демокритом проблема отношения субъекта к объекту в своей основе содержала идею противопоставления субъективного объективному. В Новое время Г. Галилей, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, возродив античное учение о первичных и вторичных качествах, в резкой форме противопоставили объективную реальность, которая лишь умопостигаема, многообразному миру чувственной качественности.
Свой взгляд на демокритову теорию, явно не подозревая о том, озвучил премьер-министр Армении. Применить же данную теорию Никол Воваевич решил к вопросу подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Он эту тему мусолит давно, словно рассчитывая таким странным образом доказать, что только в общем мнении существует прописная истина, согласно которой договора между государствами подписываются после согласования всех пунктов.
«Мы заявили, что в «мирном договоре» есть 13 статей, которые полностью официально согласованы. Преамбула и название договора также полностью согласованы, еще 3 статьи согласованы частично. Имеется еще одна статья, которая вообще не согласована», — изрек он в ходе правительственного часа в парламенте 11 сентября.
Ничего нового, как видим, им произнесено не было. Чем дальше, тем больше складывается впечатление, что Пашиняну не нужны оппоненты. Он гармонично чувствует себя, озвучивая монолог, в котором все готово для подписания мирного соглашения между Баку и Ереваном. Но именно давая оценку таким случаям, классик мировой литературы Славомир Мрожек и изрек: «Мне сложно видеть в вас партнера по дискуссии — у вас галлюцинация».
Да, у премьер-министра Армении галлюцинация. Ему кажется, что можно легко и просто подменить вторичное первичным и добиться поставленной цели. Он категорически не хочет слышать того, на чем обоснованно настаивает официальный Баку. Азербайджан не раз четко проговаривал, что бревном на пути подписания мирного договора лежат две вещи: нежелание Армении официально объявлять о роспуске Минской группы ОБСЕ и отказ того же официального Еревана вносить изменения в армянскую конституцию.
Азербайджан свои требования не раз и четко обосновывал. В Минской группе ОБСЕ нет никакой необходимости, ибо Карабахский конфликт остался в прошлом. Созданная для справедливого решения армяно-азербайджанского конфликта, что означало восстановление территориальной целостности Азербайджана, МГ ОБСЕ со своей миссией не справилась. Азербайджан сам, действуя в строгом соответствии с нормами международного права, восстановил свои суверенитет и территориальную целостность. Стало быть, нет никаких реальных причин для дальнейшего существования МГ ОБСЕ. Но Пашинян уперся и соглашаться на официальный отказ от ее услуг не желает. Почему? Ответ очевиден: макроновская Франция против такого развития событий. Даром что ли она оказывает политическую, финансовую и военную помощь Армении?! Париж жаждет сохранить остатки влияния в регионе через поддержку реваншистских планов официального Еревана.
А о том, что такие планы у официального Еревана существуют, свидетельствует и нежелание армянской стороны вносить изменения в свою конституцию, в которой содержатся территориальные претензии к Азербайджану. Мы уже услышали от Пашиняна большое количество отговорок, манипуляций и просто откровенной лжи. Не было лишь самого главного — фразы о готовности устранить главное препятствие на пути подписания мирного договора.
«Сейчас азербайджанская сторона говорит: нет, есть важные вопросы, которые должны быть выражены. Наш вопрос следующий: когда мы выразим эти вопросы, больше не будет важных вопросов? Исчерпаем ли мы этим список важных вопросов или нет?», — активно поддерживает имидж демагога премьер-министр Армении.
Ну вот вам и пример того, как Никол Воваевич погрузился в размышления о первичном и вторичном. Специфическую, конечно, форму погружения в демокритово учение он выбрал. Но в любом случае, тут тоже все можно разрулить довольно просто. Нужно всего лишь проявить политическую волю и выполнить обоснованные требования Азербайджана. Пашинян и сам удивится, как все это сильно ускорит подписание мирного договора. Но пока мы видим лишь оттягивание этого момента за счет совершенно неправильного, показушно или в реальности, понимания им того, что первично, а что вторично.