Paroles, paroles… И да, снова о конституции
Во время брифинга с журналистами, предшествовавшего правительственному часу, премьер-министр Армении Никол Пашинян в Национальном собрании сделал любопытное заявление относительно мирного процесса: «Текст мирного договора на данный момент вполне созрел, и при коррекции последних штрихов может быть доведен до окончательного вида на основе ранее одобренных и подписанных двусторонних соглашений. Что касается поправок к конституции, то я считаю, что увязывание этого вопроса, попытки внести это за стол переговоров — это торпедирование мирного процесса, и я не исключаю, что есть определенные тенденции к вмешательству во внутренние дела Армении и инициированию в Армении процессов, основанных на определенной дезинформации».
Таким образом, армянский премьер отказался от своей инициативы приведения мифической Армении к реальной Армении. Все его предыдущие выкладки относительно вызовов, которые несут для соседей положения армянской конституции, брошены коту под хвост. Впрочем, можем предположить и мы, об этом уже не раз писали, что главная причина подобного разворота — это стремление Пашиняна на фоне протестов против делимитации показать электорату, что Ереван «не всегда» идет на уступки Баку.
Между тем стоит обратить внимание на то, что Пашинян оставляет для себя поле для маневров. «Я говорил об изменении конституции ещё в 2018-м году, потом в 2019-м году, и наша повестка связана исключительно с демократическими реформами, и мы сказали, что изменение конституции не может быть частью переговоров», — сказал Пашинян. А это означает, что гипотетически тема изменения конституции все еще стоит на повестке дня. И если главная цель Пашиняна все-таки — действительно исключить из конституции территориальные претензии к Азербайджану, то одним принятием дополнений к основному закону не обойтись, придется принимать новую конституцию. Только таким образом можно будет оправдать отсутствие «миацумных» пунктов.
Но для этого нужно время, а значит, вероятность подписания мирного договора в этом году уменьшается. Еревану, конечно, было бы выгодно проскочить с темой конституции и под звук фанфар подписать мир с Азербайджаном. Отсюда — целый каскад заявлений о том, что мир может быть подписан очень скоро. В этой ситуации армянская сторона пытается вновь выставить Азербайджан виновным в затягивании мирного процесса. Якобы Азербайджан вмешивается во внутренние дела Армении, в то время как не осталось никаких видимых препятствий для заключения мира.
Между тем невооруженным взглядом видно, что препятствие есть и очень серьезное. Требование Баку к Еревану убрать пункты с территориальными претензиями не является вмешательством во внутренние дела Армении. Совсем напротив, это требование прекратить вмешательство во внутренние дела Азербайджана. Потому что Карабах — это Азербайджан, и весь мир это признает. Представим себе, что в Конституции Бельгии содержались бы притязания на территории северной Франции. Дальше, думаю, нет смысла продолжать.
Азербайджан предпочитает концентрироваться на процессе делимитации и демаркации как важном этапе мирного процесса, используя логику: лучше продвигаться там, где это возможно. И действительно, процесс делимитации и демаркации уже начинает служить чем-то вроде закваски большого мирного процесса. Однако не исключено, что отказ Ереваном рассматривать такие стратегически важные вопросы, как изменение законодательства, в конце концов, может привести и к пробуксовке процесса делимитации. А это уже совсем не в интересах Пашиняна, поскольку бросит тень уже на его стремление обеспечить безопасность границ на пресловутых 29 с хвостиком тысяч квадратных километров территории Армении. Азербайджан не собирается нападать на Армению, однако отсутствие делимитированной границы с одной стороны и неизъятые из конституции претензии к Азербайджану — с другой, очень четко освещают неблагообразный профиль Армении как государства, полного агрессивных планов по отношению к соседям и при этом рискующего за эти планы поплатиться. Это тупик.
Вот в такую ситуацию попал Пашинян. И в этой ситуации ему больше всего не хватает активной поддержки общественности. Именно громкого голоса многих людей: политиков, дипломатов, экспертов, представителей гражданского общества, диаспоры. Если бы они в свое время поддержали инициативу Пашиняна о необходимости смены конституции, то, возможно, сейчас премьеру не пришлось бы дезавуировать собственные идеи. В отсутствии четкого гражданского одобрения радикальных, но необходимых мер армянская власть, как это бывало и прежде, вновь будет топить свои лучшие начинания в словах, словах, словах...
К несчастью для всей Армении.