Продовольственные бунты в Иране: что и кто за ними стоит? Профессор Сажин разъясняет для Caliber.Az
На прошлой неделе по всему Ирану прокатились акции протеста, вызванные резким ростом цен на продовольствие. Как обычно, они были жестоко подавлены силовиками с применением слезоточивого газа, имели место и аресты участников общественного недовольства.
С начала текущего года это не первая волна протестов социально-экономического характера в ИРИ. Однако, в отличие от предыдущих, нынешние протесты в Иране вызваны также сокращением государственных субсидий на импорт пшеницы. Как следствие, повысились цены на муку и мучные изделия на 300 процентов. По информации иранских СМИ, значительно выросли цены в том числе на молочные продукты и растительные масла. Столь резкий рост цен на продукты стратегического значения наблюдается в Иране впервые, причем за всю историю нахождения страны под жесточайшими западными санкциями. Даже под гнетом западных санкций инфляция на продукты питания в Иране не достигала ценовой отметки в 300 процентов. То, что высокий рост инфляции в Иране мог спровоцировать украинский кризис, вследствие которого прервалась годами налаженная цепочка импортно-экспортных экономических операций, было ожидаемым. Как и то, что с аналогичной проблемой могут столкнуться в будущем многие страны, с которыми у Украины были налажены торгово-экономические отношения.
То, что политический кризис порождает комплекс социально-экономических и гуманитарных проблем и наоборот - процесс естественный. Но в случае с Ираном в экспертном сообществе не исключают также воздействия внешних сил, заинтересованных в ухудшении экономической ситуации.
О том, насколько такого рода предположения соответствуют действительности, и в целом – о причинах протестов и их возможных последствиях в Исламской Республике Иран, своим мнением поделился с Caliber.Az известный российский эксперт, специалист по Ирану, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин.
Причины и следствия
По мнению Сажина, главной причиной протестов в Иране стал значительный рост цен на продукты стратегического значения из-за сокращения объема правительственных дотаций.
«Полагаю, что нынешние протесты в Иране имеют экономический характер, и не несут политической окраски. Протесты в Иране проходят периодически, и в большинстве своем носят внутренний характер, не сопряжены какими-то внешними факторами. В Иране растет недовольство экономической политикой правительства. Такая тенденция имеет накопительный характер. Не думаю, что протесты в Иране каким-то образом связаны с вмешательством в этот процесс зарубежных транснациональных компаний. Иран находится под санкциями Запада и все вопросы с транснациональными компаниями решены.
Несомненно, ситуация в Украине влияет на мировой рынок продовольствия, прежде всего зерна, поэтому не стоит отрицать, что в определенной степени приостановка закупок зерна Тегераном из Украины не могла не сказаться на иранском потребительском рынке. Однако я бы не стал придавать политический окрас процессам, происходящим внутри Ирана. Экономический кризис в Иране продолжается достаточно долгое время, и в определенной степени иранцы подстроились под эти условия, а иранская экономика адаптировалась к финансово- экономическим сложностям. В период ирано-иракской войны в Иране была введена карточная система, она называлась талонной, купонной системой и распространялась на основные продукты питания. В последнее время дотации государства на основные продукты питания значительно сократились, что повлекло за собой рост инфляции. Пару лет назад правительство Ирана повторно прибегало к такой же системе из-за взлета цен на горючее и бензин, но это опять-таки повлекло уличные протесты.
С другой стороны, нынешнюю ситуацию в стране усугубляет в том числе и обесценивание иранской валюты – реала – к доллару. Это показывает, что у правительства не хватает финансов для реализации различных государственных программ. Бюджетных средств в Иране очень мало, и это тоже одна из важных причин сегодняшнего низкого уровня жизни в стране. Правительство вынуждено вводить купонную, карточную систему, в том числе и систему дотаций, чтобы население не упало в абсолютную нищету», - пояснил эксперт.
Реален ли госпереворот?
«По всей вероятности, нынешний продовольственный кризис в Иране не приведет к радикальным мерам - государственному перевороту или смене режима. Это показали и последние десять лет, в течение которых в ИРИ не раз проходили демонстрации протеста, с громкими лозунгами недовольства. Однако все эти протестные выступления не привели к свержению власти. Репрессивные и карательные органы Ирана имеют длительный опыт борьбы с протестной базой, поэтому я не вижу серьезных оснований для смены власти», - сказал Сажин.
Просвет по санкциям…
«Из-за экономических санкций Запада половина из 84-миллионного населения страны находится за чертой бедности. Причем действия санкций ощущают и зажиточные слои населения, уровень жизни населения ухудшается, что приводит к недовольству в массах. За последние годы в Иране увеличилась добыча нефти, реализовывать которую невозможно из-за санкций Запада. Однако, учитывая заинтересованность европейцев и американцев в иранской нефти, снятие западных санкций с Ирана теперь устраивает и США, и Европу. Разумеется, такой расклад устраивает не всех, и в первую очередь Израиль, с которым отношения Тегерана остаются крайне напряженными по сегодняшний день из-за иранской ядерной программы.
Так что частичное снятие или даже послабление западных санкций с Ирана сопряжено с целым рядом сложностей. Тем не менее, я не исключаю, что этот вопрос может найти решение в обозримом будущем», - продолжил востоковед.
А что с СВПД?
«Переговоры в Вене по восстановлению и реанимации ядерной сделки (СВПД) пока застопорились. После отказа от выполнения требований СВПД Тегеран значительно увеличил свой ядерный потенциал. Если Иран не мог использовать современные, эффективные центрифуги для обогащения урана, то начиная с 2019 года произошел значительный сдвиг в ядерной сфере, и как следствие, страна уже в состоянии обогащать уран до 20 и даже до 60 процентов. Если учитывать, что уровень обогащения урана для создания ядерного оружия составляет до 90 процентов, то получается очень небольшой технологический шаг от 60 до 90 процентов. Соответственно Тегеран уже подключил к процессу обогащения новейшие центрифуги.
Думаю, не исключено, что Тегеран и Вашингтон постепенно вернутся к СВПД на условиях частичного снятия западных санкций и синхронного возвращения Ирана к ядерной сделке. С другой стороны, вряд ли в ближайшие 10 лет Иран станет обладателем ядерного оружия. Но то, что он сможет добиться условий для создания ядерного оружия - вполне вероятно», - резюмировал Сажин.