Сирийский сценарий для Армении Комментируют Полоскова и Гольцман
В Ереване продолжают готовиться к 5 апреля. Напомним, что в этот день в Брюсселе должна состояться встреча премьер-министра Армении Никола Пашиняна, председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен и государственного секретаря США Энтони Блинкена, в ходе которой будут обсуждены пути трехстороннего сотрудничества. Иными словами, 5 апреля Армения с потрохами продастся Вашингтону и Брюсселю. Пашинян тем самым превратит свою страну в поле битвы между Россией и Западом.
Не боится ли Пашинян, что Армению может ожидать участь Сирии? С этим вопросом корреспондент Caliber.Az обратился к российскому и израильскому политологам.
По мнению доктора политических наук, государственного советника РФ первого класса Татьяны Полосковой, она не стала бы сравнивать Армению с Сирией по одной простой причине: до 2011 года Сирия была страной во многом выдающейся и преуспевающей, в отличие от Армении.
«Сирия была экономически развитой страной с высокими зарплатами и социальными гарантиями. Среди самых уважаемых в Сирии была профессия военного, инженера, учителя и врача. России и Армении даже не снились сирийские зарплаты. Сирия была реальным государством, и она даже сейчас им остается, невзирая на чудовищные испытания, выпавшие на ее долю», — полагает политолог.
По ее словам, выстраивать прогнозы о том, может ли Сирия распасться на несколько частей, еще преждевременно.
«На данный момент под российским влиянием находится только Латакия, прибрежная зона. В самом Дамаске отношение к России, скажем так, сдержанно-выжидательное. Могут бросить в спину словечко «оккупант», а если в Сирии поменяется власть, то она не распадется, а, скорее, вернется к своей суверенной конфигурации до начала периода военных катаклизмов. Но также обсуждается фактический раздел Сирии на три части», — заметила политолог.
Что касается Армении, то, по ее мнению, «страна камней» не является самостоятельным государством: у нее, в отличие от Сирии, нет ни запасов нефти, ни военного, ни людского ресурса.
«Армения сейчас пытается тупо продать себя в качестве колонии, считает, что у нее это получается, что она нашла новый источник существования и высасывания средств. Несмотря ни на что, мне кажется, что у Армении гораздо более плачевная ситуация, чем у Сирии. Армения упорно уходит от понимания реальной действительности — Еревану срочно нужно наладить отношения с Азербайджаном и с Турцией — странами, которые реально заинтересованы в отношениях с ней. Европа же сама заинтересована высосать из Армении весь ресурс и сделать из нее этакую антироссийскую точку. Армения, на мой взгляд, находится в более сложном положении, чем даже Сирия, именно из-за своих абсурдных амбиций, которые, скорее всего, ее погубят», — уверена Т. Полоскова.
В свою очередь израильский журналист и публицист, глава комиссии по международным связям Союза журналистов Израиля Ростислав Гольцман считает, что шансы у Армении превратиться во вторую Сирию весьма высоки.
«Особый план НАТО специально для Армении — это уже нешуточный вызов Москве, в пропагандистском плане он играет серьезную роль. С другой стороны, свои планы на Армению у Франции, поскольку Париж пытается играть роль первой скрипки в европейском политическом оркестре. Франция, если не считает Армению своей вотчиной, то как минимум своим форпостом на Южном Кавказе. Но Ереван, играя вот так, ходит по лезвию бритвы. При этом он заигрывает с Ираном даже в большей степени, чем с Москвой», — отметил политолог.
Просто так, без последствий, по мнению эксперта, развернуться в сторону от Ирана у Еревана не выйдет. Потому что Иран известен своей мстительностью. И Сирия тут как раз в пример.
«Давайте вспомним, к чему привела попытка Сирии выйти из-под иранского влияния. Там расколота даже армия. То, что принято называть правительственными войсками, поделено на двое: одна часть находится под командованием российских офицеров, вторая — под командованием иранских. Армения рискует стать ареной жестокой борьбы великих держав. И не как субъект, а исключительно как объект этого противостояния», — заключил Р. Гольцман.