Угроза ядерной войны на фоне рушащегося мироздания Размышления Теймура Атаева
Планета опять перед угрозой дубинок. Но не тех, что фигурировали в культовом советском фильме «Морозко», а гораздо более проблематичных, да к тому же, для всего человечества. Дубинок ядерного оттенка.
Так, сначала Москва, вслед за информацией о том, что Вашингтон дал Украине «добро» на удары американскими ракетами вглубь России, допустила возможность использования ядерного оружия при критической угрозе суверенитету или территориальной целостности государства (ранее его применение обуславливалось только угрозой существования страны). ВВС, обращая внимание на «подчас довольно размытые формулировки» обновленной ядерной доктрины РФ, подчеркивает, что это может быть «частью политики сдерживания».
Следом заговорили США, заявившие о возможности такого обмена ядерными ударами, при котором Вашингтон сохранит часть своего арсенала для дальнейшего сдерживания потенциальных противников (через призму поддержания собственного «лидерства в мире»).
Ну и по горячим следам МИД Китая подчеркнул, что последнее заявление Пентагона отражает «устаревшее мышление США, стремящихся к гегемонии и стратегическому превосходству». Т. к. в последнее время именно США «повысили роль ядерного оружия в политике национальной безопасности, подорвав глобальный стратегический баланс».
Без сомнений, катастрофичность реализации призывов такого рода особыми красками проявляется на фоне важнейших для всего человечества вопросов, без устали обсуждающих в течении двух последних недель на функционирующей в Баку площадке COP29.
Как говорится, почувствуйте разницу. Еще в преддверии саммита президент Азербайджана Ильхам Алиев зафиксировал, что Баку, руководствуясь лозунгом «Солидарность во имя зеленого мира», выслушивает «всех в целях принятия во внимание заботящие их вопросы». Разработав «амбициозную программу действий», Баку призвал «к установлению перемирия в течение COP», актуализировав согласование «справедливой Новой коллективной количественной цели (NCQG), отвечающей потребностям развивающихся, наименее развитых и малых островных государств». Вслед за чем глава государства призвал все стороны «к конструктивному и добросовестному взаимодействию во имя человечества». В своих же выступлениях на COP29 президент Ильхам Алиев, заявив о намерении Баку «внести свой вклад в поиск консенсуса между развитыми и развивающимися странами и налаживание отношений между Глобальным Югом и Глобальным Севером», одной из главнейших задач обозначил оказание странами, прежде всего, с колониальным прошлым, «ощутимой финансово-технической поддержки» малым островным образованиям «для защиты от осложнений, связанных с климатическими изменениями».
Но, как мы видим, страны, неизменно именующими себя основными мировыми акторами, оказались не очень-то и заинтересованными в финансировании проектов, необходимых для благосостояния всей планеты.
А Париж, как о том подробно проинформировал турецкий телеканал Haber Global, в лице группы компаний Havas, «за спиной которых стоит объединённая служба внешнеполитической и военной разведки Франции, так вообще стал «инструментом раскручивания антиазербайджанской истерии в Европе, США и России». И если в России Havas поддерживали сторонники Рубена Варданяна, в Евросоюзе антиазербайджанским партнером этой группы стала компания Rasmussen Global из Дании, владельцем которой является небезысвестный экс-генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. Одако, как подчеркивается в репортаже Haber Global, вопреки всем усилиям, Франция «так и не смогла достичь желаемого, ввиду эффективности дипломатических и экономических шагов Азербайджана».
Но, в любом случае, повторимся: как раз страны «Большой семерки» окопались в рядах тех, кто абсолютно не жаждет внести свой вклад в дело сохранения планеты. Так что неслучайно Международное объединение защитников окружающей среды Climate Action Network 16 ноября присвоило странам G-7 сатирическую номинацию «Ископаемое дня», отметив, что нынешние лауреаты этого звания удостоились его вследствие предпринимаемых ими усилий «для блокирования прогресса на переговорах» в рамках COP29. Как конкретизировалось объединением, в которое входят около 2 тыс. НПО, страны-члены G-7 бегут «от материальной ответственности по оплате своих растущих климатических финансовых обязательств», параллельно не исполняя собственный долг «по предоставлению средств развивающимся странам, что является ключевой темой повестки переговоров COP29».
В данном контексте, кстати, можно отметить зафиксированное в итоговой Декларации завершившегося пару суток назад в Рио-де-Жанейро саммита стран G20 ожидание «успешного результата NCQG», с обещанием «оказания поддержки председательству Азербайджана на COP29» и подчеркиванием важности «мобилизации всех источников для увеличения суммы выделяемых средств с миллиардов долларов до триллионов с целью повышения климатического финансирования». Вполне очевидно, что инициаторами такого подхода «Большой двадцатки» стали далеко не страны-члены G-7.
Таким образом, даже те, кто «не в теме», прекрасно осознают, как ядерные страшилки, пока еще риторического свойства, диссонируют с призывами, звучащими на COP29, в рамках которого люди различных национальностей, вероисповеданий и неидентичных цветов кожи ратуют за поддержание мироздания, которое рушится на наших глазах. В связи с чем появляется вопрос: а всеми ли понимается, что в ядерной войне победителей не будет?
Как бы то ни было, уже сегодня и сейчас можно однозначно констатировать, что аспект вклада Азербайджана в создание условий по предпринятию конкретных мер в интересах всего человечества, в том числе посредством COP29, очень и очень долго не будет сходить с мировой повестки дня.