Возвращение Бидзины Иванишвили в политику: что происходит в Грузии? Caliber.Az из Тбилиси
2024 год в политической жизни Грузии начался с интересного события. Учредитель правящей партии «Грузинская мечта», экс-премьер Бидзина Иванишвили уже в третий раз заявил о своем возвращении в политику.
Как показывает опыт прошлых лет, Иванишвили всегда возвращается в политику в предвыборный период. В чем реальная причина этого? Возможно, он видит непреодолимые для «Мечты» риски в предвыборный период, или хочет напомнить членам собственной партии, что победа «Грузинской мечты» на выборах — это «победа Бидзины» и результат «огромного» доверия к нему со стороны народа?
Тем временем главные лица «Грузинской мечты» поздравляют друг друга с возвращением в политику учредителя партии. По словам премьер-министра страны Ираклия Гарибашвили, роль Бидзины Иванишвили является решающей и уникальной, потому что следующие 10 лет будут очень сложным периодом во всем мире, и для Грузии жизненно важно и обязательно присутствие Иванишвили в политике.
7-ой съезд партии «Грузинская мечта» проходил 30 декабря. Ее учредитель Бидзина Иванишвили был единогласно избран почетным председателем партии. Также был утвержден обновленный состав политсовета партии. Ираклий Кобахидзе остался председателем партии.
Как пояснил в своем выступлении Бидзина Иванишвили, его главная цель — не только еще большее усиление партии в предвыборный период, но и защита избыточно усиленной команды от человеческих искушений, поэтому коммуникацию с 2-3 лидерами партии с целью сохранения в команде здоровой обстановки Иванишвили считает недостаточной. Как почетный председатель партии он уже открыто будет главным советником команды.
Что же ждет Грузию, если «Грузинская мечта» останется у власти на новый срок? Удастся ли ей продолжить ту хрупкую политику балансирования между интересами Запада и России, которой она придерживается уже более 10 лет? Возможна ли смена власти в этом году? Хватит ли для этого реальных сил у оппозиции? И к чему может привести такая метаморфоза?
На эти вопросы Caliber.Аz ответили эксперты соседней страны.
Политолог, профессор Черноморского международного университета (Тбилиси) Ника Читадзе думает, что официальное возвращение Иванишвили в политику связано с его опасениями в связи с приближающимся периодом парламентских выборов.
«Потому что если «Грузинская мечта» потерпит поражение, то Иванишвили не сможет оставаться в Грузии. Он думает, что его возвращение поднимет рейтинг «Грузинской мечты», - отметил профессор.
Но если «Грузинская мечта» останется у власти, это превратится в главное препятствие на пути Грузии в европейские структуры, полагает Читадзе.
«Евросоюз предоставил Грузии статус кандидата из-за уважения к населению Грузии, ведь как минимум 80% граждан поддерживает членство Грузии в ЕС», - заявил он.
В свою очередь политолог, основатель научно-исследовательского центра SIKHA Foundation Арчил Сихарулидзе отметил, что как показывает опыт, Иванишвили всегда возвращается в политику в предвыборный период.
«В чем реальная причина этого? Видит ли он риск для «Грузинской мечты», или может быть он хочет напомнить людям о своих заслугах и о том, что во главе всего стоит он? Начнем с того, что он сам заявил – во время предыдущих выборов президента правящая партия допустила много ошибок, из-за чего он вынужден был вновь использовать собственное влияние. Говоря о влиянии, я не имею в виду деньги – а это то, что чаще всего подразумевают под действиями Иванишвили западные коллеги. Нет, его влияние основано на том, что этот человек очень много вложил в Грузию. Можно любить его или нет, но это самый большой филантроп на постсоветском пространстве. Человек, который в Грузии никогда деньги не зарабатывал, а в основном вкладывал. Поэтому благодарность значительной части общества присутствует на самом деле.
Мне кажется, он либо решил вернуться в политику, потому что у него в бизнесе не всё в порядке, или же он видит, что «Грузинская мечта» допускает какие-то определенные ошибки. Угрожают ли эти ошибки выборам 2024 года? Думаю, нет. Мне кажется, оппозиция находится в такой сложной ситуации, в таком раздрае, у нее настолько нечего предложить избирателю, что «Грузинская мечта» чувствует себя расслабленно. И сама оппозиция признает, что ей нечего предложить.
При этом мы знаем, что на Иванишвили давят определенные силы на Западе, чтобы он вынудил правительство вовлечь Грузию в конфликт в Украине. Но большая часть жителей Грузии не хотела бы большего вовлечения, чем сейчас. Эта борьба видна», - говорит исследователь.
Он полагает, что игроки на Западе понимают, что в 2024 году, если не будет никаких эксцессов, «Грузинская мечта» скорее всего победит на парламентских выборах, и довольно-таки спокойно.
«Это очевидно. Почему? Потому что та самая политика балансирования между интересами Запада и России оказалась успешной. Впервые за десятилетие в Грузии не произошло ни войн, ни катаклизмов. Страна спокойно развивается. Возможно, не теми темпами, которые хотели бы видеть граждане Грузии, но она развивается. И впервые за последние 30 лет люди могут быть уверены, что завтра не произойдет какой-нибудь политической катастрофы.
Проблема оппозиции заключается в том, что ей сегодня нечего предложить людям. Она построила всю свою политику на бренде под названием «Михеил Саакашвили». Да, это бренд, но как активный политик и политик будущего он вообще не актуален. Так же они построили свою политику на противопоставлении всему, что делает «Грузинская мечта». Они практически все её действия называют пророссийскими, и всех, кто ее поддерживает – агентами Кремля. А это ведь большая часть населения страны.
Сейчас уже, ближе к выборам, видно, что оппозиционеры занимают всё менее радикальные позиции, пытаются сглаживать углы, потому что понимают, что большая часть граждан не хочет никаких новых революций, и обществу нужна ментальная революция, революция мысли, а не насилие. Поэтому оппозиция сегодня пытается выработать в своей среде некий более умеренный консенсус и предложить это обществу. Но и тут не понятно, что именно. Потому что вопрос интеграции Грузии в НАТО и ЕС для большей части населения бесперспективен, пока Россия существует, пока идет война. Перспектива вовлечения Грузии в процессы в Украине, и выстраивание тут еще одного антироссийского государства – непопулярны. Мы это проходили и это закончилось войной в 2008 году.
А те постулаты, которые оппозиция могла бы использовать – выстраивание внутренней политики, формирование хорошей системы образования, других сфер, в которых нуждается Грузия – она не продвигает, потому что для их воплощения нужно делать что-то больше, чем кричать «Слава Украине» и объявлять себя западниками.
Если на предыдущих парламентских выборах правящая партия и оппозиция конкурировали, боролись за количество депутатских кресел, то сейчас, мне кажется, произошел какой-то перелом, и оппозиция оказалась в заложниках своей же идеологии. Объявлять всё вокруг пророссийским – это уже не популярно у большинства. Поэтому никаких метаморфоз не ожидаю, последние два года говорю, что «Грузинская мечта» получит на выборах как минимум 44% голосов и займет большинство мест в парламенте», - заключил Сихарулидзе.