Цена войны и санкций: выдержат ли страны Запада? Расклад Сергея Богдана
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и безопасности Жозеп Боррель заявил в четверг, что европейцы должны быть готовы «заплатить» за поддержку Киева в затяжной войне с Россией. Российские СМИ настойчиво ищут признаки того, что страны ЕС сами не выдержат последствий поддержки Украины и антироссийских санкций. Впрочем, и западные СМИ делают похожее - предрекают коллапс России вследствие санкций - коли уж военные новости не указывают на близкий крах российского вторжения. Но может ли ЕС вскоре дрогнуть, столь высока ли цена «украинского вопроса» для Запада на данный момент?
Тяжело, но не смертельно
На макроуровне последствия войны и санкций для Запада на данный момент выглядят ограниченными. Согласно обнародованным на этой неделе данным, во втором квартале ВВП Германии показал нулевой рост, Франции — увеличился на 0,5%, Италии — на 1%, Великобритании — снизился на 0,1%. Для сравнения, по предварительной оценке Росстата, валовой внутренний продукт России во втором квартале упал на 4%.
Иными словами, следует быть осторожными с прогнозами последствий нынешнего кризиса для западных стран. Согласно обнародованным в пятницу данным, немецкий экспорт в первом полугодии даже возрос по сравнению с тем же периодом предыдущего года - на 13,4 процента до 763,9 миллиарда евро. И это несмотря на падение экспорта в Россию в первом полугодии вследствие войны в Украине и санкций против России, на 34,5% по сравнению с первым полугодием 2021 года до 8,3 млрд евро. Импорт в Германию в первом полугодии также вырос и составил 729,6 млрд евро, что на 26,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Импорт из России вырос в стоимостном выражении на 51,3% до 22,6 млрд евро. Но произошло это в основном из-за повышения цен на энергоносители, поскольку с точки зрения объема импорт из РФ упал на 24 процента.
Это, конечно, вовсе не значит, что Европе не о чем беспокоиться. На фоне сокращения поставок российского газа и их нестабильности страны ЕС ищут разнообразные решения задачи, как пережить надвигающуюся зиму — надеясь, что в следующем году ситуация улучшится за счет налаживания поставок сжиженного природного газа (СПГ) в результате достройки соответствующей портовой инфраструктуры. Но это будет потом, а пока, в ближайшую зиму, как сказал венгерский премьер Виктор Орбан, известный своей оппозицией к ЕС и западноевропейскому либеральному истеблишменту: «В некоторых странах газа не будет, а в некоторых он будет, но окажется очень дорогим».
На прошлой неделе российские СМИ сделали акцент на том, что в Венгрии даже вступил в силу запрет на вывоз дров из страны, а Польша принялась экспериментировать с новыми сортами нефти из ОАЭ. Но ситуация с газом далеко не фатальна, и даже в Германии, зависящей от российских энергоносителей, пожалуй, больше, чем любая другая крупная западная экономика — есть резервы. В пятницу Федеральное сетевое агентство ФРГ заявило, что уровень заполненности газохранилищ Германии достиг почти 74,4%, и закачка газа в них продолжается. Германия сможет пережить зиму и без российского газа, но для этого ей нужно сократить его потребление примерно на 25%. Данная мера абсолютно необходима даже если зимой удастся ввести в эксплуатацию терминалы СПГ и начать получать газ, доставленный танкерами.
Рост инфляции и падение производства в Германии
Все это приведет к падению производства, но в ближайшей перспективе вряд ли угрожает немецкому обществу чем-то более опасным. Больше людей будет работать как во времена пандемии дома, магазины сократят время работы. Правительство собирается с началом отопительного сезона ограничить температуру в общественных зданиях, за исключением больниц и социальных учреждений, 19 градусами, а подсветку и рекламу в ночное время - выключать.
Простые граждане, конечно, ощутят на себе рост цен. Правительство ФРГ единовременно выплатит в сентябре всем работающим пособие в связи с удорожанием энергии (по 300 евро), но это - капля в море. Предполагается, что цены на газ удвоятся или утроятся, к тому же всем потребителям придется платить солидарный «газовый сбор». Положение усугубят и высокие цены на электроэнергию. И вот уже эксперты говорят о том, что даже семьи с двумя работающими на приличной работе могут оказаться за чертой бедности, поскольку даже им придется половину доходов отдать за коммунальные услуги.
Фактически директивное временное снижение цен на топливо и введение на лето билета на общественный транспорт по всей Германии за девять евро позволили германскому правительству два месяца подряд добиваться снижения номинальной инфляции — с 7,9% в мае (самый высокий показатель с 1973-74 годов) до 7,6% в июне. Добились этого за счет истощения финансовых ресурсов правительства, последствия которого не преминут сказаться уже в обозримом будущем.
Даже власти признают, что товары и услуги подорожали в среднем на 7,5% по сравнению с 2021 годом. Продовольственные продукты стоят на 14,8% больше. Война мгновенно привела сначала к исчезновению с прилавков подсолнечного масла и муки, вероятно, производившихся из украинского сырья, а затем появлению их в разы дороже и от других производителей. Резко подорожали самые ходовые продовольственные товары: пищевые жиры и масла (+44,2%), молочные продукты и яйца (+24,2%), мясо и мясопродукты (+18,3%).
Ситуация значительно обострится ближе к концу года, когда, по мнению, «Франкфуртер альгемайне цайтунг», показатели инфляции составят двузначную цифру. К тому времени будут отменены директивные скидки на топливо и «билет за девять евро», плюс с октября взимать сбор за газ — чтобы помочь импортерам газа оплатить соответствующие расходы. В результате, для среднего домохозяйства с годовым потреблением 20 000 киловатт-часов дополнительные расходы составят до тысячи евро в год.
Неоднозначная ситуация в Польше и Великобритании
Ситуация в Польше заметно хуже. Но стоит вспомнить о структурной экономической слабости этой страны по сравнению с Германией и о ее соседстве с воюющей Украиной, отчего последствия войны сказываются на Польше куда сильнее чем на любой другой стране ЕС. Вдобавок Варшава в последнее время закупила просто гигантское количество оружия на многие миллиарды долларов. Если принять во внимание все эти нюансы, то и экономическая ситуация начинает выглядеть не столь катастрофично.
В Польше цены на товары и услуги выросли примерно вдвое больше, чем в ФРГ. В июле они оказались на 15,6% выше, чем в том же месяце прошлого года, сообщило в пятницу Центральное статистическое управление страны. Инфляция достигла рекордной за последние четверть века величины.
В частности, цены на продукты питания выросли на 15,9%, транспорт — на 27,7%. Особенно подорожали самые необходимые продукты питания: мука — на 38,9%, хлебобулочные изделия - 29,1%, говядина - 32,8%, мясо птицы — 28,4%. Квартплата увеличилась на 15,3%, цены на газ – 44,9%. Цены на дизтопливо выросли на 40,3%, бензин — на 34,5%, а сжиженный газ — на 41%. Что касается краткосрочных тенденций, то больше всего за последний месяц подорожали сахар (+7%) и растительные жиры (+4%) - сказывается исчезновение с рынка украинских поставщиков. А вот мясо птицы, фрукты и овощи немного подешевели.
Непростая, но тоже не катастрофичная ситуация сложилась и в другой европейской стране, которая активно участвует в противостоянии с РФ — речь о Великобритании. Опубликованные на прошлой неделе британскими властями статистические данные показывают, что британская экономика за последние полгода функционировала довольно успешно несмотря на мировые кризисные явления и величина ВВП практически не изменилась. Да и сама британская валюта упала по отношению к доллару куда меньше, чем евро, всего лишь до примерно 1,21 доллара за фунт (в 2018 году – 1,27). Тем не менее, «Английский банк» ожидает, что к концу года Великобритания будет охвачена рецессией, которая закончится не ранее 2024 года.
Снова подчеркнем, что цифры на макроуровне скрывают порой очень неприятную реальность на уровне простого жителя страны. Ведь в прошлом месяце цены на потребительские товары подскочили в Британии на 9,4%. Это самая высокая инфляция за последние сорок лет. Даже не склонный к пессимистичным прогнозам «Английский банк» ожидает что в результате дальнейших потрясений и прежде всего роста цен на энергию инфляция в последнем квартале года превысит 13%.
Именно пытаясь противодействовать инфляции, за которой последует народное возмущение, «Английский банк» с прошлого года понемногу повышал базисную ставку рефинансирования, но этого оказалось недостаточно и 4 августа он пошел на радикальный шаг подняв ее сразу на полпроцента — до 1,75%. Столь высоких показателей ставка не достигала уже больше, чем четверть века. И это несмотря на то, что обычно в условиях рецессии ее снижают, дабы стимулировать экономическую активность.
Иными словами, Великобритания также столкнулась с худшим сочетанием экономического застоя и застоя в паре с инфляцией — то, что именуют труднопроизносимым словом стагфляция.
Ситуация эта усугублена войной и санкциями, но не вызвана ими. Инфляция ускорилась во всем мире в связи с пандемией. Потому базисные ставки повышают в борьбе с инфляцией центробанки во всех ведущих экономиках мира. Мы уже писали о том, что в конце июля Европейский центральный банк впервые за одиннадцать лет неожиданно повысил процентные ставки на полпроцента в конце июля. Федеральная резервная система США повысила процентные ставки на 0,75 процентных пункта в июне и июле, и базисная процентная ставка уже находится в коридоре 2,25-2,5 процента.
Британские власти считают, что главную роль в нынешней тяжелой ситуации сыграли цены на энергоносители и сбои в глобальной системе поставок. Действительно, цены на газ выросли в семь раз по сравнению с предыдущим годом. Глава «Банка Англии» Эндрю Бейли указал, что «шок от политики России является самым главным фактором» в нынешней ситуации, а новые прогнозы его банка связаны с большей чем ранее неопределенностью в силу мировых политических кризисов. В результате британский центральный банк даже объявил, что начнет с сентября распродавать ценные бумаги, которые он купил в лучшие времена, и будет ежеквартально сбрасывать на рынок по десять миллиардов фунтов ценных бумаг.
Геополитическая революция внутри западного блока
Последствия санкций против России ведут скорее не к колебаниям на Западе относительно поддержки Украины, а к перестановке сил внутри ЕС, НАТО и всех западных структур, но совсем другого рода. В результате все большего ослабления Германии, которая десятилетиями росла за счет взаимодействия с Россией как продолжения сотрудничества с СССР в годы «Холодной войны» — растет роль Польши. Последствия этого очевидны в конфликте Варшавы и структур ЕС.
Он обострился в последние недели, после того как Евросоюз вновь потребовал привести польское законодательство в соответствие с нормами ЕС и заморозил €35 млрд, обещанных на постпандемийное восстановление Польши. Представители правящей в Варшаве партии наотрез отказались слушаться Брюссель, а ее генсек пригрозил блокировать работу Еврокомиссии и собрать коалицию для смещения с поста руководства Еврокомиссии, немки фон дер Ляйен. Недолго думая, премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий опубликовал 10 августа колонку в Die Welt, немецкой газете, известной своим радикальным евроатлантизмом, проще говоря, жесткой проамериканской линией. Моравецкий открыто атаковал Евросоюз, Германию и Францию. Статья призвала Европу «поставить на место империалистическую Россию», но напомнила, что в борьбе с внешним российским империализмом необходимо победить «империализм внутри Евросоюза», указав, что «политическая практика показывает, что позиция Германии и Франции значит больше, чем всех других (стран ЕС)», а потому ЕС нужна «глубокая реформа, которая вернет общее благо и равенство во главу угла принципов союза». И это не был глас вопиющего в пустыне, поскольку Польша, пускай и с оговорками, может опереться на целый ряд восточноевропейских стран внутри ЕС, но самое главное — она все более успешно убеждает США в своей пригодности на роль ключевого американского союзника.
Параллельно с конфликтом между Варшавой и Брюсселем, внутри Евросоюза разгорается несколько других кризисов. Среди них и продолжающийся политический кризис в Италии, и первые признаки грядущего отклонения от власти в Германии социал-демократов. Все они имеют под собой часто замалчиваемую политэкономическую и геополитическую основу - радикальное усиление ориентации ЕС на США и маргинализация сторонников альтернативных курсов (автономности ЕС, сотрудничества с РФ). Страны ЕС закупают теперь все возможное (от энергоносителей до оружия) даже втридорога у США и их союзников, а имевшие иные взгляды «старые элиты» слабеют в том числе и потому, что под ударом оказался поддерживавший их бизнес, который даже во времена «Холодной войны» работал с СССР/Россией. Все это - результат политики Путина-Лаврова.
Падать придется им вместе?
Подводя итог, следует признать, что на данный момент и у ЕС-НАТО, и у России имеется предостаточно ресурсов для продолжения противостояния. Запад экономически не шатается, а его кризисы скорее связаны с усилением радикально проамериканских элит. Украинское сопротивление продолжается, и по факту западные вооружения не имеют для него решающего значения. Российская армия тоже вновь оказалась не той карикатурой, которую долго из него рисовали некоторые либеральные СМИ. Все стороны платят за это высокую цену, но продолжают поднимать ставки — Россия не стесняется в открытую захватывать куски братской страны, Запад не стесняется превращать Украину в поле для желательно как можно более затяжной и кровопролитной битвы с Россией не взирая на цену для Украины.
Крайне высока вероятность того, что война продолжится еще не один год с постепенным застыванием фронтов, и все более открытым участием стран НАТО (по сути, оно уже имеет место). Воевать они будут долго, и последующие после войны политические катаклизмы также не останутся локализованными в одной стране. Так же, как оно уже было в истории Европы — Европа и Россия не раз падали вместе. Если кто-то забыл, то когда после бойни Первой мировой войны пала империя Романовых, вслед за ней рухнули и вроде бы победившие ее Германия, Австрия и союзная им Османская империя, а Франция лежала в руинах и только для США наступили прекрасные «ревущие двадцатые». Это была иная эпоха? Как сказать, ведь и тогда стороны боролись за прекрасные идеи: за права «маленькой страны» (Сербии) против варварства (германского/российского) и за «цивилизацию».