«Грузия все еще не сделала четкий выбор между Западом и Россией» Гия Нодиа отвечает Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с экс-министром образования и науки Грузии, главой Кавказского института мира, демократии и развития Гией Нодиа.
- Господин Нодиа, как бы вы охарактеризовали текущую внутриполитическую ситуацию в Грузии?
- В целом внутриполитическая ситуация в стране стабильная, акции в поддержку Саакашвили проходят спокойно, без каких-либо провокаций. Сторонники экс-президента в связи с ухудшением его здоровья требуют разрешения вывезти его для лечения за границу. Однако власти считают, что разговоры об угрозе жизни Саакашвили чересчур раздуты, хоть и не отрицают наличие проблем с его здоровьем. Поэтому его дальнейшая судьба будет зависеть только от вывода властей.
Что же касается выборов внутри главной оппозиционной партии «Единое национальное движение», то это действительно привлекает внимание части грузинского общества, особенно на фоне противоборства различных партийных группировок. И здесь важно даже не то, кто выйдет победителем по итогам выборов, а скорее, насколько ЕНД сохранит состоятельность и не допустит внутреннего политического раскола, учитывая, что многие ее приверженцы разочарованы бездеятельностью партии. Ну а итоги выборов станут ясны уже в декабре.
- В Ереване проходит саммит ОДКБ при участии президента Путина. Как вы считаете, добьется ли Армения какой-либо поддержки от этого военного блока по результатам сегодняшних обсуждений?
- Армения считает, что ей полагается поддержка ОДКБ, что понятно, поскольку это все-таки военный блок. Но я не думаю, что Армении следует ожидать существенной помощи, даже если она ее потребует от России и других членов-стран ОДКБ. Учитывая, что у Москвы сейчас совсем другие приоритеты, сомневаюсь, что Армении стоит рассчитывать на помощь ОДКБ.
- Ереван всячески увиливает от нормализации отношений с Баку. Смогут ли стороны урегулировать отношения в обозримом будущем?
- Ситуация действительно сложная, хотя понятно, что нормализация отношений в интересах обоих государств. На данном этапе существует неясность по ряду важных вопросов, таких, например, как открытие транспортных коммуникаций, делимитация границы и др. И хотя работа во всех этих направлениях идет и даже прикладываются определенные усилия со стороны Запада, тем не менее пока преждевременно говорить о том, что стороны урегулируют отношения в обозримом будущем.
- А что может конкретно предложить Грузия для нормализации армяно-азербайджанских отношений?
- Не думаю, что Грузия может играть какую-то важную роль в решении основных политических вопросов, которые лежат в основе разногласий между Азербайджаном и Арменией, но, безусловно, она может предоставить платформу для переговоров, если в этом появится необходимость. Тбилиси может участвовать в разрешении каких-то гуманитарных вопросов как на нынешнем этапе, так и в дальнейшем.
- По вашим оценкам, азербайджано-грузинские отношения достигли достаточно приемлемого уровня?
- Я бы сказал, что они вообще образцовые, поскольку каких-то серьезных проблем между нашими странами не было, и в целом уровень отношений достаточно хороший. Если за последние годы связи Тбилиси и Баку и были менее интенсивными с точки зрения обмена визитами глав государств, то после недавнего посещения президентом Азербайджана Грузии осталось устойчивое впечатление, что повестка укрепления двусторонних отношений вновь актуализируется.
- С вашего позволения, вернемся к внешнеполитической повестке вашей страны. Как долго, по-вашему, Грузии придется ждать полноправного членства в ЕС и НАТО?
- Это очень сложный вопрос. На фоне российского вторжения в Украину несколько повысились шансы на то, что такой сценарий станет более реалистичным. Но, с другой стороны, внутриполитические процессы в Грузии минимизируют такую возможность, поскольку политика грузинского правительства стала менее дружественной по отношению к Западу. Руководство предпочитает не раздражать Россию и проводить в большей степени более приемлемую для нее политику. Такая тенденция наметилась с приходом к власти «Грузинской мечты», но стала более очевидной с началом войны в Украине. Сложно одновременно поддерживать связи и с Западом, и с Россией. Учитывая, что Грузия все еще не сделала четкий выбор между Западом и Россией, ее политика выглядит несколько раздвоенной.
- Но на этом фоне отношения Грузии с Украиной ухудшились?
- Несомненно.
- Грузия будет и дальше лавировать между Западом и Россией?
-Я не думаю, что Грузия окончательно откажется от интеграции с Западом, но при этом, маловероятно, что в ближайшем будущем она займет более последовательную позицию в отношении России