Что S&P увидело в SOCAR — и почему это важно? Расклад Хазара Ахундова
Базовый элемент топливно-энергетического комплекса и крупнейший бюджетный донор государства – Государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) – за два минувших десятилетия активно вовлекалась в международные транзитные проекты и последовательно наращивала розничный и перерабатывающий потенциалы. Подобные начинания требуют многомиллиардных инвестиций, в том числе и привлеченных от внешних доноров. Поэтому SOCAR уже не первый год работает с мировыми рейтинговыми агентствами, осуществляя комплекс мер по достижению большей прозрачности и санации своей финансовой и организационной структуры. Эти усилия не остаются незамеченными – накануне международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings повысило долгосрочные кредитные рейтинги Госнефтекомпании с уровня «BB-» до «BB».

Задавшись целью стать одной из ведущих международных нефтегазовых компаний мира, SOCAR, наряду с расширением разведки, нефте- и газодобычи и транспортной инфраструктуры в нашей стране и за рубежом, посредством дочерних компаний вкладывала многомиллиардные инвестиции в зарубежные страны. В ее активе значится приобретение доли в нефтехимическом комплексе Petkim Petrokimya Holding в Измире, а также в НПЗ STAR, строительстве здесь контейнерного терминала, электростанции и т.д. Не менее значимым заделом Государственной нефтяной компании признаны инвестиции в строительство нефтяного терминала Black Sea в грузинском порту Кулеви, формирование в Грузии распределительной газовой системы и создание розничной топливозаправочной сети. «Дочки» SOCAR владеют сетью АЗС в Украине и ряде стран Восточной и Центральной Европы.
С учетом роста зарубежной капитализации сегодня Госнефтекомпания позиционируется как транснациональная – ее представительства, трейдинговые (SOCAR Trading) и иные подразделения в разное время были учреждены в Грузии, Турции, Румынии, Австрии, Казахстане, Великобритании, США, Иране, ОАЭ, Германии, Украине, Бельгии, Швейцарии, Сингапуре, Вьетнаме, Нигерии и России. В последние годы азербайджанские трейдинговые подразделения весьма активны в таких перспективных регионах, как Черное и Средиземное моря, Юго-Восточная Азия, где осуществляют перевалку нефти и своп сжиженного природного газа (СПГ). Более того, сегодня три принадлежащих SOCAR крупнейших нефтеналивных судна типа Aframax вместимостью по 115 тысяч тонн сырья каждый участвуют в различных посреднических операциях по перевалке жидких углеводородов в морях и океанах. Не менее масштабными видится перспектива участия азербайджанских трейдеров в проектах развития производства «зеленого» водорода и его поставок на мировые рынки.
Для реализации столь масштабных и долгосрочных планов SOCAR требуется немало средств, часть из них заимствуется у зарубежных банков, а также к проектам привлекаются внешние инвесторы. В целях облегчения процесса кредитования Госнефтекомпания уже не первый год работает с мировыми рейтинговыми агентствами, обеспечивая оптимизацию и прозрачность своих финансовых показателей. Значимых успехов в этой сфере удалось достичь в июле текущего года, когда международное рейтинговое агентство Moody's повысило долгосрочный рейтинг эмитента SOCAR до Baa3 (стабильный), что предполагает переход на инвестиционный уровень. Показатель уровня Baa3 является наивысшим рейтингом, присужденным Moody's за весь период деятельности Госнефтекомпании, и ключевым фактором для такого решения стали стабильность финансовых показателей, повышение прозрачности и подотчетности, а также формирование усовершенствованных механизмов корпоративного управления.
Здесь уместно отметить, что в 2024 году международное рейтинговое агентство Fitch присвоило SOCAR рейтинг инвестиционного уровня BBB- (стабильный). Кроме того, в прошлом году компания Morgan Stanley Capital International (MSCI) присудила ей рейтинг BBB ESG (экология, социальная сфера и управление), подтверждающий приверженность SOCAR целям декарбонизации.

И вот накануне международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings повысило долгосрочный кредитный рейтинг эмитента и рейтинг по выпуску старшего необеспеченного долга SOCAR с уровня «BB-» до «BB». Данный шаг в S&P объяснили тем, что существенное улучшение прозрачности финансовой политики SOCAR и уровня раскрытия информации ощутимо повысили понимание деятельности Госнефтекомпании и видимость ее финансовых показателей.
«Мы отразили эти изменения, повысив оценку индивидуальной кредитоспособности (SACP) SOCAR, и ожидаем, что Госнефтекомпания сохранит управляемую ликвидную позицию, поддерживаемую значительными денежными резервами, а ее операционные показатели останутся стабильными, обеспечивая соотношение операционного денежного потока (FFO) к долгу выше 12%, при сохранении неизменного уровня государственной поддержки», – говорится в сообщении рейтингового агентства, где также отметили, что потоки от операционной деятельности останутся в целом стабильными благодаря снижению налоговой нагрузки и незначительному уменьшению процентных расходов.
Согласно оценкам S&P, ликвидность SOCAR останется управляемой благодаря значительным денежным резервам, которые вместе с поступлениями от операций покрывают ближайшие обязательства. В частности, на балансе Госнефтекомпании на конец 2024 года находилось порядка 14 млрд манатов, что поддерживает ликвидность компании, особенно учитывая высокую долю краткосрочных обязательств.
С учетом того, что поддержка со стороны государства, как текущая, так и внеплановая, останется надежной, в проектах структуры по капитальным расходам и в основной деятельности не будет значительных задержек, превышения бюджета или операционных проблем. В то же время эксперты S&P ожидают, что показатель EBITDA SOCAR в 2025–2027 годах понизится до 5,5–6 млрд манатов по сравнению с 6,7 миллиарда манатов в 2024-м. Это связано с прогнозируемым снижением мировых цен на нефть и газ и постепенным сокращением объемов нефтедобычи в нашей стране.
Здесь необходимо пояснить, что по мере улучшения инвестиционных кредитных рейтингов у заемщика появляется ряд преимуществ: в частности, это позволяет SOCAR привлекать не только инвесторов, склонных к риску, но и аккумулировать средства у более консервативных участников рынка. Улучшается в том числе и доступ к ликвидности за счет привлечения большего числа потенциальных инвесторов при выпуске облигаций как на местном, так и на международном рынках капитала. В то же время размещение ценных бумаг по более низкой процентной ставке, чем при выпуске, служит ориентиром для будущих выпусков.
Тем самым рейтинговый рост ощутимо облегчает процесс капитализации Государственной нефтяной компании Азербайджана. Последнее крайне важно, так как, согласно базовому сценарию S&P, капитальные расходы SOCAR в 2025–2027 гг. составят около 3 млрд манатов ежегодно, что превышает показатели последних двух лет. И, по оценкам агентства, снижение нефтедобычи на «Азери-Чираг-Гюнешли» (АЧГ) требует дополнительных инвестиций в Upstream-сегмент – в добычу нефти и газа.

«Почти завершенный проект «Шахдениз-2» и подписанный в этом году проект Shah Deniz Compression демонстрируют продолжающиеся усилия SOCAR по увеличению добычи за счет дальнейших инвестиций», – подчеркивается в документе рейтингового агентства.
В качестве одного из таких начинаний в S&P приводят реализацию проекта Shah Deniz Compression (SDC), который обеспечит Азербайджану дополнительную добычу около 50 млрд кубометров природного газа и 25 млн баррелей газового конденсата.
Здесь уместно напомнить, что по мере разработки газовых месторождений пластовое давление снижается, а вместе с ним и дебит газа, что наблюдается и на месторождении «Шахдениз». И в целях преодоления этих процессов реализуется компрессорный проект SDC, охватывающий существующую инфраструктуру платформ «Шахдениз Альфа» и «Шахдениз Браво», а также Сангачальского терминала, и по его итогам продуктивность месторождения ощутимо увеличится. Добыть первый газ с платформы «Шахдениз Альфа» планируется в середине 2029 года, а с платформы «Шахдениз Браво» – в середине 2030-го. В отличие от девяти других платформ месторождения, в рамках реализации проекта SDC впервые будут применены новейшие технологии, обеспечивающие управление работы платформ в полностью автоматизированном режиме, преимущественно без участия персонала.







